Период взросления – непростое время. Ранее милый и послушный ребенок вдруг становится импульсивным и упрямыми, а всегда активный и очень общительный внезапно замыкается в себе и пытается отгородиться от окружающего мира. Девушкам и парням в подростковом возрасте бывает трудно распознавать собственные эмоции, выражать чувства и контролировать переживания. Часто это приводит к внутренним конфликтам, тревожности, агрессии, социальной дезадаптации и развитию отклоняющегося поведения. Психологическая коррекция подростков направлена на приобретение положительных коммуникативных и социальных навыков, снижение психоэмоционального напряжения и тревожности, предупреждение подростковых девиаций и других расстройств эмоционально-волевой сферы.
Среди тинейджеров часто встречаются акцентуации характера – крайние варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усиливаются. В этом случае необходима планомерная работа педагога-психолога при участии семьи. В целом любая программа, как педагогической коррекции характера подростков, черт формирующейся личности, так и психологической коррекции поведения подростков, должна основываться на научно-исследовательской базе. Так, в ходе одного из эмпирических исследований последних лет, где изучались основные особенности эмоционально-аффективной сферы у подростков с отклоняющимся поведением, было установлено: у каждого четвертого участника обнаруживается склонность к агрессии и насилию, а у каждого третьего – к аутодеструктивным действиям.
Согласно выводам исследователей, более 33% ребят из выборки не воспринимают свою жизнь, как нечто ценное и значимое. У них выражена потребность в риске, получении острых ощущений, балансировании на грани жизни и смерти. Они часто вступают в отношения, доставляющие психологические страдания, а при невозможности справиться с душевной болью переносят ее на себя. При этом около 25% участников исследования предпочитают справляться с трудностями путем насилия и агрессивного нападения. В отношениях с целью стабилизации самооценки они часто используют подавление, унижение, открытый вербальный гнев, что провоцирует конфликты и драки.
Психолого-педагогический подход в рамках коррекции состояний подростков предполагает совместную деятельность педагога-психолога и клинического психолога. Работа этих специалистов направлена на повышение возможностей ребенка в обучении, формирование здоровых отношений с другими людьми, коррекцию подросткового поведения, раскрытие потенциальных творческих резервов. Качественная психокоррекционная деятельность, адекватная возрастным проблемам несовершеннолетних, помогает исцелиться от зарождающихся эмоционально-личностных проблем, скорректировать уже сформировавшиеся нарушения. Поэтому крайне важно, чтобы в психокоррекционном процессе была осознана проблема подростка, вскрыта ее структура, – тогда результат будет позитивным.
Специалисты Клиники ментального здоровья доктора Исаева эффективно работают с различными проблемами подросткового возраста и детско-родительских отношений. Нами разрабатываются программы индивидуальной коррекции подростков, имеющих сложности с социальной адаптацией, проблемы с самооценкой, личностные нарушения. По программам клиники в Москве работает уникальный центр подростковой реабилитации «Двойной Диагноз.Джуниор», где несовершеннолетним и молодежи до 21 года помогают преодолеть трудный период в жизни с наименьшими потерями для психического и физического здоровья.
Общей целью коррекции психического развития детей и подростков является содействие их личностному развитию, создание условий для реализации внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации различных отклонений, которые мешают человеку развиваться как полноценная личность. Выделяют следующие аспекты подростковой психокоррекции:
Развитие эмоционального интеллекта, терапия невротических проявлений (страхов, фобий, ипохондрии) – традиционное направление работы клинических психологов и психотерапевтов. В ней также важно родительское участие, без которого не стоит ждать высоких результатов. Целью программ коррекции эмоциональной сферы подростков является повышение их компетентности, предполагающей умение распознавать эмоции другого человека, адекватно проявлять чувства, контролировать гнев и другие негативные эмоции.
В системе психологического и педагогического воздействия предусмотрены методы, содействующие полноценному психическому развитию подростков, коррекции и компенсации нарушений внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Содействие личностному росту, предупреждение и исправление отклонений развития личности предполагает воздействие на систему мотивов, формирование адекватной самооценки, коррекцию у подростка недостатков характера, мешающих адаптации (например, работа с чрезмерной застенчивостью и неуверенностью, либо наоборот, с агрессивностью).
Психокоррекционные мероприятия становятся ключевым аспектом работы психолога, когда речь заходит о профилактике школьной и социальной дезадаптации ребят из категорий повышенного риска (с легкой органической патологией, неврозами, последствиями стресса и эмоциональных перегрузок, ведущих к нарушениям адаптации).
Зачастую взрослые не осознают причинных факторов, влияющих на формирование проблем подросткового развития. Для диагностики и психологической коррекции рекомендуем обратиться к подростковому специалисту-психологу Клиники доктора Исаева.
Целью коррекционной деятельности, имеющей поведенческую направленность, является постепенное разрушение негативных установок и стереотипов. Затем посредством психологического консультирования и интервенций на подготовленном фундаменте формируются положительные социально значимые черты и личностные качества. Выделяют следующие методы коррекции поведения подростков психологами, направленные на исправление нарушений:
Специалисты отмечают, что у девушек и парней с отклоняющимся и деструктивным поведением состояние эмоционального интеллекта характеризуются менее выраженным осознанием собственных чувств, а также эмоций и чувств окружающих. Из-за недостаточно развитого механизма идентификации девиантные подростки в меньшей степени способны оценивать эмоциональную окраску той или иной ситуации, искаженно воспринимают переживаний других людей, не умеют управлять своим поведением, а с целью защиты зачастую используют агрессию.
В программах коррекции девиантного поведения подростков важно начинать с глубокого анализа причин отклоняющегося поведения, которые могут варьироваться от социально-экономических до личных психологических травм и острых психоэмоциональных состояний. В психокоррекционной работе важно учитывать роль сверстников в жизни тинейджера. Это не только помогает понять факторы влияния среды. Как показывает практика, объединение несовершеннолетних в группы поддержки способствует изменению деструктивных паттернов и формированию здоровых социальных связей.
Одним из эффективных методов коррекции агрессивных подростков является психотерапия. Человек учится осознать свои эмоции, разбираться в них, приобретает навыки управления агрессией. Эффективны занятия в малых группах, направленные на развитие эмпатии и коммуникативных навыков, критического мышления, распознавания различных эмоций и «бескровного» решения конфликтов. Важно, чтобы в процесс активно включались родители.
Зачастую проблемы детско-родительских отношений связаны с искаженными родительскими установками на проблемы детей. Поэтому в процессе психокоррекции ключевой задачей является изменение установок родителей по отношению к собственной роли в воспитании. Переориентировать внимание родителей на личность дочери или сына – одна из ключевых задач семейного психолога. Положительные результаты достигаются не только путем общения специалиста с родителями, но и совместными психокоррекционными занятиями. Комплексный подход, обеспечивающий для взрослых и детей приобретение уникального опыта социального взаимодействия, обеспечивает личностное развитие каждого участника семейной системы.
Согласно статистике, все больше юношей и девушек в возрасте от 12-17 лет демонстрируют признаки социального поведения, отклоняющегося от общепринятых норм. Причин тому существует масса, причем, далеко не всегда это низкий уровень культуры и неблагоприятные условия жизни. Асоциальное и антисоциальное (делинквентное) поведение можно наблюдать также у детей из благополучных семей. Специалисты указывают на то, что корень проблемы скрывается в отсутствии необходимой мотивации у несовершеннолетних к полезным занятиям. Разработка персонализированных программ, отвечающих потребностям и интересам подростков, внедрение творческих методов, помогающих укреплять самооценку и самовыражаться, вовлечение в общественно полезную деятельность, расширяющую социальные горизонты, а также регулярная оценка прогресса помогает представителям подрастающего поколения успешно социализироваться.
Добровольческие инициативы, творческие проекты, групповые виды спорта помогают несовершеннолетним тренировать навыки сотрудничества, способствуют развитию эмпатии, формировать устойчивый и позитивный жизненный опыт, который необходим для гармоничного развития социальной личности.
Специалисты клиники разработали комплексные психокоррекционные программы, которые предназначены для индивидуальной и групповой работы психолога с подростками. Взаимодействие с коллективом ребят (например, психологические группы для подростков или тренинг социальных навыков) считается наиболее эффективным в тех случаях, когда запрос касается проблем межличностного общения. Индивидуальный формат выбирается, когда проблемные точки связаны с внутренними переживаниями (например, при коррекции тревожности у подростка), в связи с чем необходимо постоянное наблюдение специалиста за процессом развития личности.
Групповые занятия формируют безопасную среду для обмена опытом, взаимной поддержки и отработки полезных социальных навыков. Динамика работы в группах способствует формированию чувства принадлежности, сопричастности, помогает избавиться от чувства одиночества и выйти из режима изоляции.
Наши специалисты стараются делать акцент на творческих методах и активно применяют игровой формат, что вызывает интерес у подростков и помогает им выражать чувства нестандартными способами, лучше понимать себя и собственные эмоции. Такой подход способствует гармонизации внутреннего состояния и улучшению качества жизни. При реализации наших программ используются и другие формы и методы работы:
Занятия помогают анализировать и прорабатывать различные ситуации, искать пути преодоления, обучаться техникам самоконтроля, эффективному и экологичному общению, развивать критическое мышление, формировать навыки принятия правильных решений. Главные направления коррекционной работы в Клинике доктора Исаева – это эмоционально-волевая сфера и поведенческие нарушения.
В результате бурного роста, гормонально-физиологической перестройки организма и под влиянием социальных вызовов у ребят в подростковом возрасте может возникать чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. Важным элементом психолого-педагогических усилий является работа с когнитивными искажениями, эмоциональным состоянием подростков, коррекция волевой сферы. Занятия могут иметь индивидуальный и групповой формат. Приведем пару примеров.
Целью является развитие способности распознавать эмоциональное состояние окружающих людей, самовыражаться, избавляться от барьеров в общении. Участники по очереди показывают задуманную эмоцию с помощью мимики, а остальные должны ее узнать. Можно использовать карточки с изображением различных эмоциональных состояний. Параллельно ведется обсуждение, рефлексия опыта участников, связанного с негативными и позитивными переживаниями.
Помогает быстро снять утомление и нервное напряжение, освободиться от ощущения внутреннего беспокойства. Можно выполнять в любом комфортном положении. Сделать глубокий вдох, после чего полный выдох. Выдыхать воздух нужно небольшими порциями сквозь узкую щель между губами, – подобно тому, как гасят пламя свечи. Каждая последующая порция выдыхаемого воздуха должна быть меньше предыдущей. Число повторений можно постепенно наращивать, начиная с 3-х.
Первым шагом в коррекции агрессивного поведения подростков является понимание того, с чем это связано. Причиной могут быть эмоциональные проблемы, обстановка в семье, влияние микросоциума (компании сверстников). Агрессия может быть результатом комплекса причин, поэтому важно иметь поддержку опытных специалистов. В клинике доктора Исаева и подростковом РЦ «Двойной Диагноз» работают грамотные педагоги-психологи и опытные наставники. Они смогут определить причины деструктивного поведения и предложат помощь. В каждом случае для коррекции подростковой агрессии используются свои методы. Приведем примеры из практики.
Предлагается закрыть глаза и сосредоточиться на своих руках, мысленно вложив в них свою энергию. Затем психолог предлагает с закрытыми глазами «пообщаться» с его руками: сначала шутливо побороться, а затем применить усилия, после чего снова с помощью рук помириться и попрощаться. После этого подросток может открыть глаза и отрефлексировать ситуацию, рассуждая о том, что происходило в разные моменты ручного «общения», какие чувства возникали на разных этапах борьбы, что хотелось сделать, приятно ли конфликтовать с кем бы то ни было и т.д.
Упражнение в игровом формате учит определять ситуации разной степени риска и оценивать возможные последствия, а также искать алгоритм выхода из рискованных обстоятельств. Одного выбирают «скалолазом». Остальные участники становятся «скалой», из которой торчат выступы, образованные руками и ногами, наклоненными телами. Задача скалолаза – пройти вдоль скалы, не упав в «пропасть», то есть не ступив за пределы линии, образованной ступнями других участников. Скалолаз выбирает способ реализации самостоятельно, переговоры запрещены. Затем в ходе обсуждения ребята делятся, какие чувства испытывали при выполнении задания, что помогало или мешало справиться, высказывают мнения о том, каким бывает риск (оправданным или нет).
Каждая программа психологической коррекции (подростковой и семейной) включает в себя несколько блоков:
Наша команда придерживается принципов интегративного комплексного подхода в терапии. Мы считаем, что успешная профилактика и коррекция агрессивного поведения подростков, социальной и семейной адаптации зависит от терпения, настойчивости и максимальной вовлеченности всех участников процесса: педагогов, родителей и профильных специалистов в сфере ментального здоровья. Если ваша семья столкнулась с проблемой подросткового кризиса или ситуация уже вышла из-под контроля и вы понимаете, что не справляетесь, – обращайтесь за помощью в Клинику доктора Исаева в Москве: +7 (495) 106-92-71.
Услуги | Цена | |
Психопатологическое обследование | 5 000 ₽ | Заказать |
Индивидуальное клинико-психологическое консультирование (сессия) | 5 000 ₽ | Заказать |
Семейное клинико-психологическое консультирование (сессия) | 5 000 ₽ | Заказать |
Индивидуальная клинико-психологическая коррекция | 5 000 ₽ | Заказать |
Услуги | Цена | |
Комплексная реабилитация в современном центре, групповые занятия, работа с психологом | от 3 550 ₽ | Заказать |
Программа "Эконом" | от 2 000 ₽ | Заказать |
Программа "Стандарт" | от 3 550 ₽ | Заказать |
Программа "Оптимум" | от 6 000 ₽ | Заказать |
Программа "Оптимум+" | от 7 150 ₽ | Заказать |
Программа "Двойной диагноз+" | от 7 850 ₽ | Заказать |
Программа "Премиум" | от 27 000 ₽ | Заказать |