Лечение мании в Москве

Проверял Шайдуллин Ренат Флюрович

Мания относится к психическим аффективным нарушениям. Она сопровождается неадекватно приподнятым настроением и часто встречается как одна из фаз биполярного расстройства. В зависимости от проявлений, выделяют несколько разновидностей заболевания, в том числе без психотических симптомов и с наличием таковых. Лечение мании в Москве успешно осуществляется в клинике доктора Исаева.

Лечение мании в Москве - Профессиональная помощь от опытных специалистов

Мания без психотических симптомов

Заболевание без явных психических нарушений сопровождается такими признаками:

• неконтролируемый речевой напор;
  • завышенная самооценка;
  • высказывания, направленные на повышение своей значимости;
  • повышенная отвлекаемость;
  • яркое восприятие окружающего мира и его красок;
  • распознавание тонких оттенков звуков;
  • сокращение потребности в сне;
  • повышение сексуальности, аппетита;
  • неумолимая тяга к путешествиям.

У больного в связи с избыточным либидо появляется высокая вероятность заражения венерическими болезнями, в таком состоянии он регулярно попадает в ситуации с непредсказуемыми последствиями. Пациент полон проектов и планов, но они им не реализуются, легко тратит деньги и занимает их в долг. Одежда у человека с манией отличается разноцветностью и экстравагантностью, женщины с данным отклонением предпочитают яркий, броский макияж и вызывающие наряды.

Для определения мании без психотических симптомов существуют такие критерии:

• повышение настроения, не характерное для данного человека в обычном состоянии;
  • выраженная физическая активность;
  • говорливость;
  • ускорение мыслей и «скачки идей»;
  • снижение самоконтроля, приводящее к асоциальному поведению;
  • сон не более нескольких часов без проявления сонливости;
  • отвлекаемость, постоянное начинание каких-либо дел и построение планов;
  • сексуальная неразборчивость;
  • безрассудное поведение (кутежи, вкладывание денег в нелепые проекты);
  • отсутствие галлюцинаций.

Мания без психотических проявлений дифференцируется с другими аффективными расстройствами с повышением настроения:

• эйфория в результате приема наркотиков;
  • органическое поражение мозга;
  • маниакально-гебефренические проявления шизофрении;
  • шизоаффективное расстройство.

Такая мания отличается от легкой формы (гипомании) по интенсивности, но протекает иначе, чем безумная мания. Измерить тяжесть эпизода можно с использованием шкалы Альтмана и оценочной шкалы Янга.

Мания с психотическими симптомами

В отличие от других видов заболевания мания с психотическими симптомами протекает наиболее выраженно, с постоянным генерированием безумных идей с присоединением бреда. Больной всех убеждает и верит сам в свое высокое происхождение, красоту, ценность в науке и проч. Часто наблюдаются галлюцинации, встраивающиеся в картину идеи, и подтверждают мнимое величие. Иногда человек слышит голоса, которые вещают о различных вещах, как не имеющих особого значения, так и дополняющих бредовое преследование.

Диагностика мании с психотической симптоматикой основывается на таких признаках:

• аффективное поведение подходит под критерии мании и протекает с психотической симптоматикой;
  • эпизод имеет ряд отличий от шизоаффективного расстройства или шизофрении;
  • наблюдается бред и галлюцинации.

Мания с психотическими симптомами

Лечение мании: препараты и психотерапия

Лечение мании в Москве в клинике доктора Исаева проводится комплексно. С целью купирования аффективного состояния терапия включает в себя такие виды лекарственных препаратов:

• с литием;
  • средства с вальпроевой кислотой;
  • антиконвульсанты с нормотимическими свойствами;
  • антипсихотики.

Литий стабилизирует настроение, медикаменты с ним позволяют улучшить состояние больного, как в период мании, так и во время депрессии при биполярном расстройстве. Как показывает статистика, данные препараты не только купируют острые приступы, но и снижают риск рецидива на 40%. Часто при легкой форме заболевания (гипомании) используется блокатор кальциевых каналов Верапамил. Он применяется при непереносимости лития, или в качестве средства при невыраженной мании. Это психиатрическое лечение подходит как для краткосрочной, так и длительной терапии.

В особо тяжелых случаях используются противосудорожные вещества, обычно их дают больному при неэффективности использования лития и медикаментами с вальпроевой кислотой. Атипичные нейролептики входят в состав комбинированной терапии, при мании с психотическими симптомами, или являются средствами для основного оказания помощи, когда на человека не действует литий и антиконвульсанты. Лечение депрессии как противоположной фазы мании также осуществляется с помощью стабилизаторов настроения.

После купирования острого состояния человеку требуется помощь психотерапевта. Немалую роль играет семейная психотерапия, так как у больных часто наблюдается негативная обстановка, способствующая развитию очередного эпизода. После терапии можно получить следующие результаты:

• научить близких больного заранее распознавать первичные признаки наступления мании;
  • снизить напряженность между членами семьи, улучшить домашнюю атмосферу;
  • восстановить теплые взаимоотношения.

Психологическое образование пациента и его близких имеет целью дать информацию об особенностях проявления при маниакальном расстройстве, правильном реагировании родственников в этот период. Такие знания меняют отношение к человеку, семья начинает понимать, что его поведение является заболеванием, а не проявлением неуважения к другим или особенностью характера. К тому же малейшие изменения состояния, замеченные со стороны, позволять купировать эпизод на его самой ранней стадии. Получение информации о своей болезни помогает больному самостоятельно определять надвигающийся рецидив и своевременно обращаться за помощью.

Психотерапевт и врач психиатр для лечения мании в клинике доктора Исаева действуют в одной связке, координирую свои методы помощи, оценивают прогресс в течение болезни, круглосуточноконтролируют состояние больного. Такой подход позволяет получить наилучший из всех возможных результатов оказания помощи.

К больным с манией часто применяют когнитивно-поведенческую терапию, занятия проводятся индивидуально с каждым пациентом, и в группах из подобранных специалистом людей со сходными проблемами. Методика позволяет научить человека адаптировать свое мышление и освоить навыки саморегуляции, осознать и заменить негативные установки в сознании позитивными. Интерперсональная и социальная психотерапия помогает людям с манией, которые испытывают неудовлетворенность и страдания от межличностных отношений. Длительность и частоту проведения сеансов определяет врач, для каждого человека требуется разная продолжительность работы.

Лечение мании: препараты и психотерапия

Вопросы и ответы

Маниакальное расстройство может быть результатом приема антидепрессантов, особенно часто переход от депрессии к мании провоцируют ингибиторы обратного захвата серотонина. Нередко к рецидиву приводит нарушение графика сна и бодрствования, а также стрессы и ситуации, вызывающие сильные эмоции. Истинные причины (генетические, биологические, социальные механизмы) развития биполярного расстройства и маниакального эпизода изучаются до сих пор.
Отсутствие адекватной терапии приведет к учащению и усугублению проявлений заболевания. Пациенты часто начинают злоупотреблять наркотиками и алкоголем, теряют социальные связи, работу. Их поведение может стать причиной гибели в результате несчастного случая или привести к проблемам с законом.
Работа психотерапевта помогает снизить остроту уязвимости человека перед провоцирующими факторами. Это позволяет продлевать ремиссию и повысить устойчивость психики в момент стресса.