Социальная фобия

Проверял Еремин Алексей Валентинович

Социальная фобия относится к психическим расстройствам и проявляется в виде появления устойчивого и повторяющегося страха при ситуациях, связанных с социальным действием или социальной ситуацией. Такое явление сильно снижает качество жизни человека, который начинает изолироваться от других людей, чтобы не испытывать психологического и физического дискомфорта. Часто социофобия сочетается с прочими нарушениями – депрессией, тревогой, обсессивно-компульсивным синдромом, паническими атаками, химическими зависимостями.

Социальная фобия - лечение в Москве квалифицированными специалистами

Причины развития социальной фобии

Факторами, которые могут повлиять на развитие социальной фобии, становятся:

• генетическая предрасположенность;
  • копирование поведения родителей у ребенка в период взросления;
  • неправильное воспитание (полная свобода, отсутствие любви, или гиперопека);
  • социальные конфликты в детском или взрослом коллективе;
  • психотравмирующий фактор (публичное осмеяние, унижение, потеря репутации).

У ребенка, который имеет слишком жестких родителей, вырабатывается недоверие к миру и обществу. Избыточная опека приводит к ощущению вседозволенности и отсутствию самостоятельности, в этом случае личность длительное время остается незрелой и сохраняет полную зависимость от мнения родителей.

Дети часто в детских садах и школах подвергают высмеиванию или гонению своих сверстников, что провоцирует постепенное избегание последующих контактов. Высокий уровень тревожности часто приводит к нарушению адаптивных процессов у взрослых людей в рабочем коллективе при наличии постоянных конфликтных ситуаций и давления начальства.

Симптомы социальной фобии

Первые признаки социальной фобии отмечаются у подростков и молодых людей. Затем может наступить выздоровление или прогрессирование заболевания. Ярче всего симптоматика проявляется в возрасте 35-40 лет, возникает страх:

• публичных выступлений;
  • разговора с человеком более высокого социального положения;
  • при общении с авторитетными людьми;
  • во время собеседования, переговоров;
  • при необходимости контакта с незнакомым человеком.

Социальная фобия также может проявляться в виде выполнения каких-либо действий на публике. Пациент боится принимать пищу, танцевать, читать, писать, выступать в общественном месте. Он будет избегать любых мест, где собирается толпа (митинг, концерт, театральное представление, зал кинотеатра, супермаркеты). В некоторых случаях возникает ужас при необходимости разговора без зрительного контакта (телефон) или общения онлайн (Скайп).

Страх касается не только определенной ситуации, но и распространяется даже на мысли о ней. В безопасной обстановке больной все время думает о том, что они себя вели неадекватно, выглядели нелепо или недостойно. Его волнует оценка со стороны других людей, и он всегда предполагает худший вариант, даже если он ничем не подтверждается. Пациент с очень высокой критичностью рассматривает свою речь, походку, внешний вид, ищет доказательства своей социальной неполноценности. И такое самокопание еще больше усиливает переживания.

Страх при социальной фобии проявляет себя в виде соматических симптомов, на его фоне возникает:

• учащение сердцебиения;
  • дрожь в теле и конечностях;
  • ощущение нехватки воздуха, одышка;
  • усиление потоотделения;
  • головокружение и чувство слабости;
  • озноб, жар;
  • затруднение глотания и пр.

Такие реакции усугубляют состояния и часто добавляют к социальной фобии еще и страх смерти на высоте приступа. Для устранения неприятных проявлений человек начинает избегать пугающих ситуаций: отказываться от выступлений, не посещать людные места. В результате качество жизни больного сильно ухудшается и сильно отражается на работе, дружеских и личных отношениях.

Лечение социальной фобии в Москве

Больному с социальной фобией требуется психиатрическая помощь. Положение затрудняется тем, что ввиду полиморфной соматической симптоматики этого заболевания пациент обращается к специалистам общего профиля с головокружением, болью в сердце и прочими вегетативными проявлениями.

Лечение социальной фобии в Москве в клинике доктора Исаева осуществляется после полного обследования и исключения другой патологии. Для оказания помощи используются сертифицированные препараты и современные методы психотерапии.

Легкие формы расстройства не требует пребывания в стационаре. Терапия ограничивается использованием седативных средств и психотерапией. Хорошие результаты дает когнитивно-поведенческая методика, которая помогает найти у человека деструктивные убеждения и заменить их. Используется также метод психологической десенсибилизации с постепенным погружением в стрессовую ситуацию.

Групповые занятия со специалистом помогает восстановить социальные навыки, получить одобрение и поддержку со стороны. С помощью этого способа снижается и устраняется страх публичных выступлений, повышается самооценка и закрепляются новые поведенческие стереотипы.

Если социальная фобия сопровождается другими психическими нарушениями и протекает в тяжелой форме, то человеку следует некоторое время побывать в психиатрическом отделении под наблюдением специалистов. В этом случае назначаются транквилизаторы, антидепрессанты, бета-блокаторы.