Акрофобия

Проверял Еремин Алексей Валентинович

Из множества фобических расстройств врачи часто сталкиваются с проявлениями акрофобии. Это психическое нарушение представляет собой страх перед высотой и требует лечения, так как сильно снижает качество жизни человека: он не может пользовать лифтом, испытывает негативные чувства при высоких лестницах и эскалаторах. При отсутствии помощи акрофобия становится причиной социальной изоляции больного, его эмоциональных переживаний из-за ощущения ограничений.

Акрофобия - лечение в Москве лучшими специалистами

Причины акрофобии

Причины появления боязни высоты специалисты делят на две большие группы: психологические и физиологические. К психологическим факторам относятся:

• низкая самооценка в детстве из-за строгого воспитания, отсутствия любви, нежности и ласки от родителей;
  • высокий уровень тревожности личности, эмоциональности, неуверенности в себе;
  • богатая фантазия и высокая впечатлительность, у таких людей страх может проявиться даже во сне или просто от мысли и представлении падения.

Физиологические причины:

• нарушение работы мозга после травм и заболеваний;
  • особенности наследственности (наличие близких родственников с психическими расстройствами);
  • переживания и психотравмы;
  • алкоголизм с постоянными отравлениями;
  • нарушения работы вестибулярного аппарата.

Разновидностью акрофобии является страх потерять контроль и шагнуть вниз, появляющийся у человека на большой высоте, боязнь летать на самолетах (аэрофобия), страх головокружения (иллингофобия), страх упасть с лестницы (климакофобия).

Патологический страх появляется, как считают психологи, из-за сильного стресса. Но по отношению к боязни высоты причина несколько иная. В его основе лежит инстинкт самосохранения, так как это естественная реакция организма, предупреждающая человека от смерти при падении. Но включается он у пациента не в то время, когда необходимо, даже при условии полной его безопасности. Многие специалисты считают, что акрофобия развивается не столько от самого нахождения на возвышенности, сколько является результатом воображения, когда человек представляет себя падающим и погибающим, или получающим травмы.

У многих больных страх происходит из детства, когда они сильно падали или их случайно роняли взрослые. Негативный опыт этой ситуации сохраняется на подсознании и при определенных обстоятельствах выходит на поверхность. При этом большая часть людей не помнит того, что с ними случилось в далеко прошлом.

Как проявляется акрофобия

Неудержимая боязнь высоты проявляется следующим образом:

1. Возникает головокружение. Многие пациенты отмечают, что даже при нахождении на небольшой высоте у них кружится голова. Этот симптом еще больше усугубляет страх падения, так как человек может не устоять на ногах. Для устойчивости он старается ухватиться за расположенные вблизи предметы.
  2. Тахикардия. Учащение частоты пульса сопровождается ощущением, что сердце «просто выскакивает из груди», иногда в его области возникает чувство стеснения и дискомфорт.
  3. Одышка. Состояние человека на большой высоте осложняется чувством нехватки воздуха. Чаще всего у него затрудняется вдох, что усиливает паническую атаку и страх.
  4. Повышенное потоотделение. Таким способом организм реагирует на любое сильное эмоциональное проявление. «Холодный пот» выделяется всем телом, но больше всего активируются железы в подмышечных впадинах, на ладонях, ступнях и лице. В отличие от увлажнения кожи в жаркое время года, такой пот выступает на коже в считаные секунды и обладает более резким запахом.
  5. Сухость в полости рта. Обусловливается перераспределением жидкости в организме во время психоэмоциональной нагрузки, а также обезвоживанием вследствие обильного потоотделения и частого дыхания ртом.
  6. Дрожание конечностей. Обильный выброс адреналина и норадреналина организмом во время опасности необходим для быстрых действий – догнать, убежать, дать отпор. Когда человек стоит на месте это выливается в мышечный тремор рук и ног. Одновременно отмечается гипертонус мускулатуры.
  7. Спазмы в желудке, тошнота, диарея.
  8. Мысли о неминуемой гибели.

Любые проявления акрофобии требуют немедленного обращения к врачу. Получить бесплатную консультацию по данному вопросу и записаться на прием можно по телефону, указанному на нашем сайте.

Лечение акрофобии в Москве медикаментами

Мало кому удается полностью избавиться от страха самостоятельно, с этой целью лучше всего обратиться к специалисту. К сожалению, не существует современных препаратов, способных устранить фобию. Но купировать симптоматику расстройства позволяют:

• ноотропы, позволяющие нормализовать работу центральной нервной системы;
  • сосудистые средства, улучшающие кровоснабжение и питание головного мозга;
  • лечение депрессии проводится с помощью антидепрессантов, они служат для подъема настроения (обычно их используют короткими курсами);
  • лечение тревоги с помощью седативных средств и транквилизаторов.

При появлении первых признаков акрофобии понадобится первичная консультация психиатра. Врач проведет осмотр, выслушает жалобы пациента, определит тяжесть его состояния. Иногда для уточнения диагноза потребуется мнение невролога, сосудистого хирурга, специалиста по ЛОР-заболеваниям, окулиста, вертебролога. После исключения соматических отклонений пациенту порекомендуют работу с психотерапевтом.

Лечение акрофобии в Москве медикаментами

Приемы психотерапии при акрофобии

Навязчивый страх высоты, приобретая патологический характер, сильно сужает возможности больного. Он приводит к необходимости прервать некоторые социальные контакты, влияет на работоспособность и даже может негативно сказаться на семейных взаимоотношениях. Принимаемые препараты не позволяют получить устойчивый результат, они только на время купируют симптоматику и помогают человеку спокойно сесть в самолет или подняться в горы. Но после окончания действия лекарства фобия проявляется с новой силой.

Опытные психотерапевты клиники доктора Исаева быстро и эффективно помогают пациентам справиться с акрофобией. После курса лечения человек получает возможность жить полной жизнью, без всяких ограничений.

Методы работы специалисты выбирают после первичной беседы с больным исходя из его личностный особенностей, тяжести состояния, наличия или отсутствия соматических заболеваний и психических расстройств. Хорошо помогает справиться со страхом высоты и при лечении фобий другого характера когнитивно-поведенческая терапия, она позволяет определить внутренние причины страха, найти все негативные и деструктивные мысли, понять, как они влияют на настоящую проблему, а потом заменить их конструктивными и позитивными.

Гипносуггестивная терапия является довольно эффективным средством для устранения акрофобии, так как любой нерациональный страх происходит из подсознания. Введение в транс помогает привить человеку навыки расслабления, привычку реагировать на пугающее событие или предмет нормальным способом. Часто гипнотерапевт позволяет в воображении больного испытать фобию, но при этом сохранять спокойное состояние, после чего убедиться в своей безопасности. Такая реакция закрепляется на уровне подсознания, и попадая уже в реальную ситуацию пациент не проявляет признаков паники.

Нередко специалисты используют для лечения визуализацию. Для этого человеку предлагается закрыть глаза и представить себя на крыше многоэтажного дома или на краю обрыва. При этом он должен убеждать себя, что страха он не испытывает, ощутить собственную смелость. Если выполнять такие упражнения регулярно, то акрофобия будет становиться все слабее, и в конце полностью уйдет.

В помощь врачам в борьбе с боязнью высоты приходят и современные технологии. Так, используя виртуальную реальность, пациент оказывается в пугающей его ситуации, но при этом его жизнь находится в полной безопасности. Реалистичность ощущений в первое время может давать прежнюю реакцию, но она постепенно проходит.