Синдромом беспокойных ног (СБН) называют неврологическое расстройство, которое проявляется дискомфортом в нижних конечностях и непреодолимой потребностью в их движении с целью облегчения неприятных ощущений.

Синдром беспокойных ног часто (в 15% случаев) является причиной хронической бессонницы, так как возникает в ночное время суток. По разным данным, синдромом беспокойных ног страдает около 5-13% взрослого населения.

У детей патология встречается редко. У женщин ее регистрируют в несколько раз чаще, нежели у мужчин. СБН может возникать и у молодых людей, однако преимущественно он встречается у людей среднего и пожилого возраста. Среди пожилых людей численность страдающих синдромом беспокойных ног достигает 15-20%.

Причины синдрома беспокойных ног

Патология может носить первичный и вторичный характер. Первичный СБН имеет наследственную природу, на его долю приходится более 50% всех случаев заболевания. Первые его проявления возникают чаще всего еще в молодом или среднем возрасте.

Современная неврология рассматривает первичный СБН как многофакторное неврологическое расстройство, которое развивается под влиянием тех или иных неблагоприятных факторов на фоне наследственной предрасположенности.

Вторичный синдром беспокойных ног, как правило, возникает в более позднем возрасте (после 45-50 лет) и обусловлен какими-либо патологическими изменениями в организме. Чаще всего это метаболические, неврологические расстройства или заболевания сосудов ног.

Причинами вторичного СБН могут быть:

• беременность (чаще 2 и 3 триместры);
  • железодефицитная анемия;
  • тяжелая недостаточность почек, протекающая с синдромом уремии;
  • недостаток магния;
  • авитаминозы (дефицит витаминов В9, В12, В1);
  • амилоидоз;
  • ревматические аутоиммунные заболевания (криоглобулинемия, ревматоидный артрит и др.);
  • воспаление корешков спинномозговых нервов (радикулиты);
  • порфирия и другие обменные нарушения;
  • эндокринные расстройства (сахарный диабет, гипер- или гипофункция щитовидной железы);
  • аутоиммунные поражения центральной нервной системы (рассеянный склероз);
  • хроническое употребление алкоголя;
  • системные заболевания периферических нервов;
  • патологии сосудов нижних конечностей (варикозное расширение вен, посттромботическая болезнь, облитерирующий атеросклероз);
  • поражения спинного мозга в результате травм, воспалительных процессов, при межпозвоночных грыжах, опухолях.

Симптомы синдрома беспокойных ног

Ведущий признак патологии 一 изменение чувствительности ног в ночное время, происходящее в положении лежа или сидя. Возникает оно лишь в состоянии покоя и исчезает при движении. В качестве самых распространенных жалоб выступают ощущения бегающих мурашек, покалывания, подергивания, легкое жжение, зуд, онемение и т.д.

Болевой синдром при СБН отсутствует. Все субъективные симптомы, связанные с парестезией, приносят больным ощутимый, настойчивый дискомфорт, который заставляет для его облегчения постоянно шевелить ногами, в том числе, непроизвольно. Больные вынуждены сгибать и разгибать, потирать и массировать ноги, приседать, передвигаться по комнате и т.д.

Как правило, неприятные ощущения вначале появляются в голенях или стопах. Далее они могут распространяться на бедра, тазовую область, руки и даже все туловище. В большинстве случаев проявления СБН возникают через 15-30 минут после того, как пациент лег в постель. В дальнейшем по мере усугубления заболевания его симптомы могут проявляться уже днем. Чаще всего явления гиперестезии носят двусторонний характер.

Наиболее активны проявления синдрома беспокойных ног в промежуток времени от 0 до 4 часов. Больные жалуются на трудности с засыпанием, частые ночные пробуждения, слабость и усталость уже с утра, повышенную утомляемость, раздражительность и эмоциональную неустойчивость, вызванные хроническим недосыпанием.

При появлении описанных симптомов обратитесь за консультацией к врачу. Не занимайтесь самолечением, которое может причинить вред вашему здоровью.

Как бороться с синдромом беспокойных ног

Патология лечится консервативным путем и предполагает медикаментозную коррекцию ее симптомов, устранение причинных факторов, применение физиопроцедур и мануальных методик. Важное значение имеет изменение образа жизни 一 нормализация режима дня, активности и отдыха, отказ от алкоголя, кофе, сигарет и других психостимуляторов, формирование ритуала засыпания. Полезны умеренные физические нагрузки, вечерние гигиенические процедуры (горячая ванна перед сном, теплые ножные ванны).

Синдром беспокойных ног не представляет прямой опасности для жизни больного, однако способно значительно снизить качество его жизни, поэтому требует обязательного лечения у специалистов.

Лечение синдрома беспокойных ног в Москве

В клинике доктора Исаева в Москве лечение синдрома беспокойных ног проводится современными эффективными методами. Наши врачи 一 специалисты экспертного уровня с большим опытом в сфере неврологии и психиатрии. Комфортное оснащение палат, современное медицинское оборудование, исключительный профессионализм врачей и индивидуальный подход к каждому пациенту позволяет нам достигать прекрасных результатов даже в сложных клинических случаях.

Чтобы обратиться к нам за помощью, позвоните по телефону 8 (495) 367-30-99 или воспользуйтесь формой обратной связи.

Обратитесь к нам уже сегодня 一 мы сможем позаботиться о вас!

Клиника доктора Исаева ждет вас!

Вопросы и ответы:

Нужна ли госпитализация для лечения синдрома беспокойных ног?

В большинстве случаев достаточно амбулаторного лечения, назначенного специалистом после консультации с пациентом и его обследования.

Насколько опасен синдром беспокойных ног?

Эта патология не несет прямой угрозы для жизни больного, однако значительно снижает качество его жизни из-за сопутствующего дискомфорта 一 хронической бессонницы, снижения работоспособности, психоэмоциональных нарушений и т.д.

Кто лечит синдром беспокойных ног?

В лечении могут быть задействованы неврологи, специалисты в области психиатрии, а также врачи реабилитационной медицины.

Статью проверил главврач клиники Петров Даниил Сергеевич