г. Москва, ул. Бабаевская, д.6
Диспареуния

Проверял Шайдуллин Ренат Флюрович

Диспареуния 一 болезненность в области половых органов или малого таза во время полового акта. Дискомфорт может иметь разную интенсивность 一 от легкого до выраженного, делающего половой контакт невозможным. В подавляющем большинстве случаев встречается у женщин. По данным статистики, диспареуния наблюдается у 46% женщин в возрасте 18-45 лет.

Причины диспареунии

Возникновению диспареунии могут способствовать разные факторы 一 от наследственности и личностных особенностей до органических, психогенных и других причин.

Органические причины поверхностной диспареунии:

• недостаток естественной смазки во влагалище 一 может наблюдаться при гормональных изменениях (климакс, послеродовой период и кормление грудью), недостаточном сексуальном возбуждении, приеме некоторых лекарств;
  • вульвовагиниты, эндоцервициты, бартолиниты;
  • аномалии развития вульвы и влагалища;
  • утолщение девственной плевы;
  • вагинизм (неконтролируемый спазм влагалищных мышц);
  • постоперационное или постлучевое сужение просвета влагалища;
  • послеродовые нарушения анатомии половых органов (разрыв промежности, шейки матки и др.);
  • папилломатоз во влагалище или аногенитальной зоне;
  • атрофические и дегенеративные изменения слизистой влагалища и вульвы в климактерический период;
  • синдром Шегрена.

Факторы развития глубокой диспареунии:

• загиб матки кзади;
  • эндометриоз;
  • миома матки;
  • спаечные разрастания в малом тазу;
  • варикоз вен малого таза;
  • воспалительные процессы в репродуктивных органах (аднексит, эндометрит, оофорит, сальпингит);
  • опущение матки;
  • воспаление мочевого пузыря.

Дискомфорт во время полового акта могут вызывать и такие причины, как использование не подходящих по размеру презервативов, а также аллергия на их смазку, применение спермицидов, внутриматочных спиралей, колпачков и других средств женской контрацепции. Причиной болей может стать выбор неподходящих сексуальных поз, недостаток сексуальной чуткости и опытности у партнера.

Наиболее частые психогенные причины диспареунии:

• болезненный прошлый опыт сексуальных отношений;
  • недостаток теплоты, любви и доверия между партнерами;
  • страх беременности или заражения половыми инфекциями;
  • подавленность, тревожность, послеродовая депрессия и другие негативные психоэмоциональные состояния, мешающие полноценному расслаблению во время полового акта;
  • психосоматический механизм, основанный на вторичной выгоде от отсутствия секса с неприятным женщине партнером.

Наиболее распространенные причины диспареунии
  • Хроническая тазовая боль

• Эндометриоз

• Воспалительные
    заболевания органов
    малого таза

• Недостаточная смазка
  • Психогенные факторы

• Урологические заболевания

• Диспареуния при
    нормальном состоянии
    тазовых органов

• После операций
  • После родов

• Вагинизм

• Вагинальная атрофия

• Вульводиния

Диспареунию классифицируют на три вида в зависимости от вызвавших ее причин:

1. Органическая: возникает в результате воспалительных, дистрофических, онкологических, рубцовых, гормональных изменений в репродуктивных органах.
  2. Психогенная: провоцируется негативными психоэмоциональными факторами.
  3. Смешанная: развивается под влиянием органических нарушений в половой системе и психогенных факторов.

Симптомы диспареунии

Диспареуния может проявляться до начала полового акта, во время или сразу после него. Характер ощущений может варьировать от незначительного поверхностного дискомфорта до интенсивной колющей, тянущей, ноющей или режущей боли. Дискомфорт может возникать при половых сношениях с конкретным мужчиной или во всех случаях половых контактов.

При постоянных болях может вырабатываться боязнь секса и его избегание, нередко на этом фоне наблюдаются снижение либидо, потеря способности испытывать оргазм или стертость оргастических ощущений, разлад с сексуальным партнером, часто 一 развитие депрессий, появление признаков неврозов, тревожно-фобических расстройств и других психоэмоциональных нарушений.

Диагностика

Патология диагностируется на основании гинекологического обследования, а также беседы с психологом или сексологом. В ходе диагностики ставится задача выявить происхождение болей и исключить наличие органических причин 一 инфекционно-воспалительных заболеваний репродуктивной сферы, гормональных нарушений, послеродовых осложнений и т.д. При исключении органической патологии пациентку направляют на консультацию к психологу и сексологу, иногда это необходимо и ее половому партнеру.

Лечение диспареунии

Лечение диспареунии подбирается в зависимости от вызвавших ее причин. При органическом происхождении расстройства проводится лечение основного заболевания. Диспареуния психогенной природы лечится с помощью комплексной психотерапии: для этого могут применяться разные методы 一 гипносуггестивные, телесно-ориентированные практики, психокоррекция супружеской пары, аутотренинги и т.д.

Вероятность успешного лечения повышается при обоюдном участии партнеров в терапии 一 при этом проводятся как индивидуальные, так и парные сессии с психологом и психотерапевтом. При необходимости одновременно назначаются медикаментозные препараты (седативные средства, нейролептики, антидепрессанты и др.) для коррекции психоэмоциональных нарушений пациентки. Кроме того, даются рекомендации по подбору лубрикантов, средств контрацепции, сексуальных техник, корректировке сексуального поведения партнеров и т.д.

В клинике доктора Исаева лечение диспареунии проводится современными проверенными методами, доказавшими свою эффективность и безопасность. Наши врачи 一 специалисты экспертного уровня в области психиатрии, психотерапии, клинической психологии и других смежных дисциплин.

Благодаря прекрасному оснащению клиники комфортными палатами и современным оборудованием, исключительному профессионализму врачей, применению передовых терапевтических методик и индивидуальному подходу к лечению пациентов мы достигаем хороших результатов даже в сложных клинических случаях.

Чтобы обратиться к нам за помощью, позвоните по телефону +7 (495) 367-30-99 или воспользуйтесь удобной онлайн-формой. Ваше обращение останется полностью анонимным!

Вопросы и ответы

При своевременном лечении причинной патологии (органических заболеваний, психонарушений) прогноз благоприятен. В большинстве случаев с помощью адекватной терапии можно устранить дискомфортные ощущения или значительно уменьшить их, что гармонизирует сексуальную жизнь пациентки и существенно повышает ее качество.
На этот вопрос сможет ответить только лечащий врач, учитывая природу диспареунии у конкретной пациентки, тяжесть основной патологии, наличие сопутствующих нарушений и другие факторы. Амбулаторная терапия возможна, однако при стационарном лечении пациентам доступен более широкий спектр терапевтических возможностей 一 постоянная и быстрая обратная связь от специалистов, возможность оценки результативности лечения в динамике и корректировки назначений и т.д. Стационарное лечение дает более скорые и ощутимые результаты в сравнении с амбулаторным.
Как показывает практика, такие попытки дают очень слабый эффект или не дают его совсем, что ведет к еще большему закреплению патологических паттернов и демотивации пациентки к лечению. Лучше довериться опытным специалистам, которые помогут побороть расстройство с минимальными потерями сил и максимально высоким результатом.

• Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!