Невралгией тройничного нерва называется его хроническое поражение, сопровождающееся сильной приступообразной лицевой болью. Заболевание протекает с чередованием периодов обострений и ремиссий.

По данным ВОЗ, невралгией тройничного нерва страдают каждые 2-4 человека на 100 тыс населения. При этом патология встречается у женщин в несколько раз чаще, чем у мужчин. В подавляющем большинстве случаев заболевание возникает в возрасте старше 50 лет. В международной классификации болезней (МКБ-10) оно входит в группу поражений тройничного нерва и имеет код G50.

Причины невралгии тройничного нерва

По данным статистики, в 95% случаев причиной патологии становится сдавливание ствола нерва или его ветвей. Что может вызывать ущемление?

1. Поражения сосудов (патологическая извитость, увеличение диаметра, аневризма), находящихся вблизи нерва, приводят к его рефлекторному раздражению и компрессии, что вызывает боль. Способствующие факторы 一 атеросклеротические изменения в сосудах головного мозга, повышенное артериальное давление.
  2. Опухоли головного мозга или костей черепа, находящиеся в зоне расположения нерва и его ветвей, в процессе своего роста оказывают на него давление и тем самым вызывают боль.
  3. Нарушение строения черепа и взаимного расположения его костей (в результате черепно-мозговых травм, хронического воспаления околоносовых пазух, при нарушениях прикуса и другой ортодонтической патологии) приводит к сдавливанию нерва и развитию болевого синдрома.

Провоцирующими факторами также могут быть хронические периодонтиты и другие инфекционные процессы в ротовой полости, отиты и другие воспалительные патологии в области лица.

Толчком к развитию болезни также могут стать демиелинизирующие патологии и инфекционные болезни: полиомиелит, эпидемический паротит (свинка), туберкулез, аденовирусная и герпетическая инфекции. Возможно влияние и других причинных факторов 一 переохлаждения, гормональных нарушений, аллергических реакций, сильного стресса.

Виды тройничной невралгии

По своему происхождению заболевание может носить первичный и вторичный характер. В первом случае болевой синдром связан со сдавливанием нерва измененными сосудами.

Развитие вторичной невралгии тройничного нерва может быть связано с опухолями, деструктивными изменениями в черепных костях, инфекционными болезнями, рассеянным склерозом и другими патологиями, сопровождающимися разрушением миелиновой оболочки нервов.

Симптомы невралгии тройничного нерва

Болезнь чаще всего носит односторонний характер, двусторонние поражения встречаются крайне редко. Ведущим признаком заболевания является острая, стреляющая, жгучая, колющая боль в зоне иннервации тройничного нерва. Как правило, болевые ощущения направлены от боковой поверхности к центру лица.

Боль приходит приступами и длится от нескольких секунд до двух минут. После коротких промежутков “отдыха” приступы снова повторяются. Локализация боли может варьировать в зависимости от того, какой участок нерва поражен: она может затрагивать скуловую, надглазничную, нижнечелюстную области или всю половину лица.

Боль при тройничной невралгии обладает такой остротой, внезапностью и силой, что больные в момент приступа резко прекращают двигаться, говорить и описывают ощущения в этот момент как “прострел”, “разряд тока” или “электрический удар”.

Пусковыми факторами для обострения или развития тройничной невралгии нередко выступают переохлаждение, воздействие холодного ветра и воды, бритье. Чаще обострения возникают в холодное время года. При активной мимике лица или усиленном жевании на пораженной стороне симптомы усиливаются.

Из-за постоянного страха повторения боли у пациентов развивается тревожность, формируется избегающее поведение 一 страх жевать и чистить зубы на пораженной стороне, боязнь простудить лицо и надевание шарфов, платков даже дома, избегание сильного смеха и мимической активности.

Периоды ремиссий могут длиться от нескольких часов до нескольких месяцев. В тяжелых случаях болевой синдром сохраняется постоянно, не сменяясь периодами облегчения, или периоды ремиссий очень кратки.

При длительном хроническом течении может снижаться чувствительность кожи лица на пораженной стороне. Если невралгия имеет вторичный характер, болевой синдром сочетается с другими сопутствующими основной болезни неврологическими нарушениями.

При первых же симптомах лицевой невралгии необходимо обращение к врачу. Промедление и попытки самостоятельного лечения могут усугубить симптомы болезни и снизить эффективность ее дальнейшего лечения.

Осложнения тройничной невралгии

Если правильное лечение не было начато вовремя, заболевание приобретает устойчивый характер и труднее поддается терапии. Запущенная невралгия тройничного нерва может приводить к снижению чувствительности кожи лица, атрофическим изменениям тканей, неврологическим расстройствам в зоне поражения.

Пациенты с длительно протекающей лицевой невралгией приобретают фобии, значительно меняя свой образ жизни так, чтобы избегать провоцирования нового приступа болей. Все это снижает качество их жизни, может приводить к развитию депрессий, тревожных расстройств и социальной дезадаптации.

Очень важно обратиться к врачу при первых же симптомах невралгии это поможет выяснить точную причину заболевания и снизить вероятность его хронизации.

Лечение невралгии тройничного нерва

Лицевая невралгия лечится консервативными методами и включает в себя медикаментозную терапию, физиопроцедуры, реабилитационные мероприятия.

Нужно помнить, что никакие попытки самолечения болезни недопустимы и лечение может назначать только врач на основании результатов обследования пациента.

В клинике доктора Исаева в Москве проводится комплексное лечение невралгии тройничного нерва. Прием ведут высококвалифицированные врачи с большим опытом лечения больных с неврологическими заболеваниями. Применение передовых проверенных методик, прекрасная оснащенность клиники современным оборудованием позволяет нам достигать отличных результатов даже у осложненных больных.

Чтобы записаться на прием и бесплатную консультацию, позвоните нам по телефону, напишите на почту или воспользуйтесь формой обратной связи.

Обратитесь к нам уже сегодня 一 мы сможем вам помочь!

Клиника доктора Исаева ждет вас!

Вопросы и ответы:

Насколько опасна невралгия тройничного нерва?

Болезнь может не нести прямой опасности для жизни больного, однако сильно снижает ее качество. Кроме того, на этапе диагностики важно определить вызвавшие ее причины и исключить патологии, несущие прямую угрозу для жизни пациента (опухоли, аневризмы и др.).

Как долго нужно лечить тройничную невралгию?

Длительность лечения напрямую зависит от запущенности болезни, вызвавшей ее причины, выраженности симптоматики и многих других факторов. Не менее важна и адекватность проводимой терапии, поэтому обращение к квалифицированным специалистам играет огромную роль в прогнозах на выздоровление.

Можно ли лечить лицевую невралгию дома?

Да, если это допускает лечащий врач, терапия может проводиться амбулаторно или с посещением клиники для проведения необходимых процедур и манипуляций.

Статью проверил главврач клиники Петров Даниил Сергеевич