+7 (495) 172-33-85 Круглосуточно. Без выходных
Москва, ул. Бабаевская, 6
+7 (495) 172-33-85 Круглосуточно. Без выходных
Круглосуточно. Без выходных
Статьи по темам
  • Психиатрическая помощь 24/7:
    прием, обследование, лечение
  • Психологическая интервенция
    и мотивация на лечение
  • Специалисты с непрерывным
    стажем работы более 10 лет
  • Работа с мировыми центрами
    WFTC, EFTC, SAM, RUN
  • Являемся клинической базой
    для МГУ, РУДН, ФМБА, ММА

Психообразование

  • Возвращаем к здоровой жизни с 2013 года
  • Лучшие специалисты с опытом более 10 лет
  • Полная анонимность при оказании помощи
Содержание статьи:
Статью проверил
Федорова Алина Владимировна
Врач-психиатр, психотерапевт
20.09.2023
Статьи по темам

Психообразование - реабилитация в МосквеПсихообразование – это образовательный процесс, построенный для пациентов с заболеваниями ментальной сферы и их родственников. В ходе него люди получают информацию об этиологии своей болезни, механизмах её развития, симптомах, лечении и реабилитации. Также специалисты предоставляют пациентам и их родственникам модели и способы решения различных проблем, связанных с состоянием первого.

Психообразование входит в структуру лечения и реабилитации игроманов, пациентов с другими химическими и нехимическими зависимостями, больных шизофренией, депрессией, психическим расстройством волевой сферы, обсессивно-компульсивным расстройством, при лечении анорексии у подростков. В случае первых патологий психообразование играет ключевую роль, поскольку в ходе сессий членам семьи объясняют реальность такой болезни. Ведь большинству кажется, что любой вид зависимости – это лишь проявление слабости характера или скуки, безделья.
 

Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
+7 (495) 172-33-85
Получить помощь

 

Цели и задачи психообразования

Основная цель психообразования – увеличение эффективности реабилитационных и лечебных мероприятий за счёт информированности самого пациента и близкого окружения.

Задачи, которые стоят перед специалистами, пациентами в психообразовании:

  1. Непосредственное образование. Участники групп получают информацию о заболевании в полной мере. Это способствует повышению самоконтроля, реагирования на изменение состояния. Сами пациенты получают инструменты для управления ситуацией, самопомощи.
  2. Поддержка и коммуникация. Помимо навыков управления болезнью пациенты и родственники получают информацию о правильном взаимодействии. Группы психообразования являются непосредственно терапевтической средой. Люди, получающие поддержку, учатся коммуницировать и экологично взаимодействовать. Также преодолевается чувство одиночества и изолированности. Пациенты уже не чувствуют себя оставленными один на один со своей проблемой.

Важно отметить, что психообразование должно входить в лечебно-реабилитационный комплекс. Методика не применяется изолированно от других компонентов лечения. Это не имеет смысла и должной эффективности.
 


Как осуществляется психообразование

Занятия по психообразованию могут быть в групповом или индивидуальном формате. Если выбраны групповые сеансы, то у пациентов и членов их семей разные группы. Обычно набирается от 5 до 12 человек. Группы, как правило, закрытые после завершения набора участников. Это объясняется тем, что в цикле занятий идет логическая взаимосвязь каждой разбираемой темы. То есть присоединится в середине нельзя, потому что человек ничего не поймет. Сам цикл состоит и 5-13 занятий в зависимости от выбранной темы и рассматриваемой патологии. Сеансы занимают 45-60 минут личного времени, а проводятся они от 1-2 раз в неделю. Беседы проводит врач-психиатр, психотерапевт. К занятиям по запросу иногда присоединяются психолог, социальный работник и психотерапевт для подростка.

Кому противопоказаны или бессмысленны групповые сессии по психообразованию? Пациентам с:

  • выраженным когнитивным дефицитом;
  • расторможенностью;
  • чересчур выраженной тревожностью;
  • агрессивным поведением;
  • неконтролируемым поведением;
  • полным отрицанием и отвержением лечения.

Также классически специалисты призывают воздержаться от занятий по психообразованию в остром периоде заболеваний. Однако существуют научные работы и статьи, в которых описывается опыт применения методики у больных в остром периоде психиатрического заболевания. Также есть описание взаимосвязи между острыми первичными психотическими эпизодами и отсутствием психообразования. Из-за спорности такого аспекта решение о добавлении в комплекс психообразования нужно детально разбирать каждую конкретную клиническую ситуацию.

Какие темы разбирает группа на занятиях по психообразованию?

Выбор тематики зависит от состава группы и её направленности. Например, у группы пациентов с диагнозом “невроз навязчивых состояний” занятия будут посвящены именно этой патологии.

Примеры тем:

  • Что представляет собой психиатрический и наркологический диагноз?
  • Виды, классификация и причины конкретного заболевания
  • Мифы и реальные факты о заболевании
  • Проявление болезни, симптоматика обострения
  • Лечебные и реабилитационные мероприятия. Методики для коррекции конкретного заболевания
  • Этапы лечебного стационарного, амбулаторного и реабилитационного процесса
  • Последствия и исходы. Что будет, если патологию не лечить?
  • Юридические и социальные аспекты жизни пациента на фоне протекающей болезни
  • Методы борьбы со стрессом, самопомощь и профилактика обострений
  • Семейная жизнь. Как выстроить отношения в семье, где живет пациент с психиатрическим или наркологическим диагнозом?

Таким образом, занятия в группе дают ответ на самые острые и важные вопросы самого пациента и его близких людей. Они знают, как вести себя в нестандартной ситуации, научиться жить с болезнью и повысить качество этой жизни.

Методика психообразования предполагает пассивное и активное участие индивидов. При первом пациент и его родственники самостоятельно знакомятся с тематической литературой, кинофильмами, образовательными онлайн-порталами, лекциями, буклетами и другими печатными изданиями. Пассивный вид обучения как бы регулирует, направляет участника процесса к нужной цели, используя конкретный пошаговый план. Другими словами, путь к конечной цели становится четким и обозначенным для него.

К активному виду психообразования относятся индивидуальные, групповые беседы и обсуждение плана с психотерапевтом, тематические интерактивные и игровые элементы, публичные мероприятия. Этот вид предполагает, что участник выходит из роли наблюдателя, становясь частью процесса. Что еще дает активный вид психообразования?

  • Познакомиться с опытом других участников группы. Совместные дискуссии и истории участников позволяют расширить представления о картине заболевания;
  • Увидеть негативные паттерны поведения и установки мышления, которые сопровождают заболевания, а иногда являются и его причиной (например, в химической и нехимической зависимости);
  • Овладеть навыками смены негативных паттернов и установок, борьбы со стрессом. В группе психообразования не только дают готовые схемы для действий, но и отрабатывают полученные знания на практике;
  • Нивелировать душевную боль, чувство одиночества и оставленности. В группе пациент или его родственник чувствует поддержку, эмпатию, сопереживание и сострадание. Это дает ресурс для борьбы с заболеванием или для стабилизации состояния.

Виды психообразовательного обучения
Пассивное обучение
Активное обучение
Листовки, буклеты, лекции, интернет-материалы
Пациент выступает в качестве интенсивного участника процесса. Интерактивные методы обучения

Реабилитация, как залог
успешного лечения
Гарантия длительной
ремиссии
Комплексная работа
специалистов
Полноценное
возвращение в социум
Восстановление
интересов в жизни
Узнать больше

    Я согласен с политикой персональных данных

    Положительный эффект и преимущества психообразования

    Первый и самый важный положительный эффект психообразования – это повышение осознанности пациентов и их родственников. Участники процесса начинают обращать внимание на внутренние психические процессы, эмоции, чувства, модели поведения и особенности реагирования. То есть любое действие приобретает полноценный смысл, ничего не ускользает от внимания сознательного Я.

    Из этого вытекает второй важный эффект образовательного процесса – снижение стигматизации психиатрических больных. Люди, прошедшие цикл психообразовательных сессий, уже не считают психиатрический диагноз клеймом. Из восприятия болезни уходят негативно окрашенные и неприятные ощущения самого пациента и его близкого окружения. Важно, что при лечении зависимости все участники образовательного процесса осознают реальность болезни. Родственники понимают причинно-следственную связь в структуре патологии, её физиологическую основу. Зависимость предстает перед ними не просто итогом слабохарактерности пациента, а полноценным конгломератом внешних и внутренних проблем.

    Нивелирование стигматизации ведет к выходу из социальной изоляции пациента. Он не чувствует себя изгоем общества, “нежелательным элементом”, отбросом. Психообразование помогает найти участнику свое место в жизни, а сама группа дает возможность для отработки коммуникативных навыков. Уже отточенную модель взаимодействия пациент переносит на реальную жизнь.

    Психообразование
    Развенчание ложных мифов о шизофрении
    Борьба со сложившейся социальной стигмой
    Знакомство больного и его родственников с основными знаниями про шизофрению
    Обеспечение «психосоциальной поддержки»

    Поддержка, оказываемая в группе, приводит к усилению уверенности пациента в себе. Зная свои слабые и сильные стороны, особенности реагирования, личностные характеристики, он выбирает правильную жизненную стратегию. Группа психообразования помогает не только компенсировать заболевание, но и устранить его последствия в виде социальной несостоятельности. Так пациенты приобретают новую профессию, начинают заниматься новым делом жизни, находят увлекательные хобби.

    Знание о симптомах болезни, признаках обострения и навыках социальной адаптации помогают снизить количество рецидивов, госпитализаций в психиатрический стационар и срывов. Ведь компонент психообразования также делает вклад в улучшение общего психо-эмоционального фона участников лечебного и реабилитационного процесса. А последний – это один из факторов долгосрочной ремиссии. Согласно отечественному исследованию, 5 из 30 пациентов, прошедших психообразовательный цикл, не госпитализировались по поводу обострения заболевания в стационар. До пройденного цикла госпитализация была в 100% случаев. Также срок стационарного лечения после курса снизился до 35 дней, против 67 дней.

    Все это подтверждает эффективность психообразовательной программы в структуре лечения и реабилитации психиатрических и наркологических больных. Напомним, что психообразовательная методика не применяется изолированно для коррекции заболеваний. Только комплекс мероприятий помогает эффективно бороться с недугом и выходить в долгую ремиссию. Психообразование представлено в реабилитационной программе реабилитационных центров “Подъем”, “Спутник”. Группы работают как для самих пациентов, так и для членов их семей. Закрепить результат также возможно с помощью семейного сеанса психотерапии. А в РЦ “Двойной диагноз.Джуниор” специалисты работают с подростками и молодыми людьми, страдающими сочетанной психиатрической патологией. С юного возраста при помощи психообразования врачи и психологи помогают пациентам контролировать свое психическое состояние. Так не только корректируются патологии у подростков, но и профилактируют иные нарушения работы ментальной сферы.

    Если у вас или вашего родственника есть проблемы с зависимостью или нарушениями психических процессов, обратитесь к специалистам наших реабилитационных центров и “Клиники доктора Исаева”. Мы сориентируем вас, дадим направление для дальнейших эффективных действий, окажем круглосуточную психиатрическую помощь. Для записи к специалисту, или вызова психотерапевта на дом, звоните по указанному номеру телефона или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.
     

    Наши специалисты Все специалисты
    Наталевич Анастасия Михайловна
    Старший психолог
    11 лет стажа
    Клинический психолог, гештальт-терапевт, семейный психолог. Работает с неврозами, депрессиями, навязчивыми состояниями, различными формами зависимого поведения Подробнее
    Васина Мария Евгеньевна
    Психолог
    13 лет стажа
    Психолог, гештальт-терапевт. Работает с зависимым и созависимым поведением, помогает людям с различными формами невротических отношений Подробнее
    Радзюк Ольга Геннадьевна
    Клинический психолог
    19 лет стажа
    Клинический психолог, гештальт терапевт, юнгианской аналитик. Работает с различными формами зависимого и созависимого поведения, депрессии, ПТСР, кризисы, утраты Подробнее
    Морозова Евгения Владимировна
    Психолог
    17 лет стажа
    Ведущий специалист по психологическому сопровождению зависимых и их родственников. Специалист по телесно-ориентированной терапии Подробнее

    Цены на услуги реабилитации

    • Реабилитация
    • Стационар
    • Прием в клинике
    • Выезд на дом
    Услуги Цена
    Реабилитация психически больных (цена за сутки) от 3300 ₽
    Заказать
    Программа "Эконом" (цена за сутки) от 1600 ₽
    Заказать
    Программа "Стандарт" (цена за сутки) от 3300 ₽
    Заказать
    Программа "Оптимум" (цена за сутки) от 5500 ₽
    Заказать
    Программа "Премиум" (цена за сутки) от 27000 ₽
    Заказать
    Психопатологическое обследование 5000 ₽
    Заказать
    Индивидуальное клинико-психологическое консультирование (сессия) 5000 ₽
    Заказать
    Семейное клинико-психологическое консультирование (сессия) 5000 ₽
    Заказать
    Индивидуальная клинико-психологическая коррекция 5000 ₽
    Заказать
    Услуги Цена
    4 местная палата (в стоимость входит терапия и питание) 7000 ₽/сутки
    Заказать
    2 местная палата (в стоимость входит терапия и питание) 10000 ₽/сутки
    Заказать
    1 местная палата (в стоимость входит терапия и питание) 13000 ₽/сутки
    Заказать
    VIP палата (в стоимость входит терапия и питание) 17000 ₽/сутки
    Заказать
    Медицинский пост (для возрастных пациентов и при соматических заболеваниях) 3000 ₽/сутки
    Заказать
    Медицинский консилиум (Главный врач, нарколог, заведующий психиатрии, невролог) 15000 ₽
    Заказать
    Услуги Цена
    Приём психиатра 4500 ₽
    Заказать
    Приём врача невролога 4000 ₽
    Заказать
    Консультация с клиническим психологом 5000 ₽
    Заказать
    Услуги Цена
    Психиатр на дом от 4900 ₽
    Заказать
    Психотерапевт на дом от 4900 ₽
    Заказать
    Психиатрическая скорая помощь от 4900 ₽
    Заказать
    Выезд на дом вместе с медикаментозной терапией от 7900 ₽
    Заказать
    Все цены

    Часто задаваемые вопросы

    Применяется ли методика психообразования при лечении лудомании?
    Да, конечно. Психообразование помогает справиться с болезнью и выйти в стойкую ремиссию не только самому лудоману, но и выйти из созависимости членам семьи.
    Можно ли сочетать психообразование пациента и родственников с сеансами семейной психотерапии?
    Да, одна методика удачно дополняет другую, приводя к позитивному стойкому результату лечения и реабилитации.
    3. Раздают ли на занятиях какой-либо печатный образовательный материал?
    Специалисты познакомят вас с тематической литературой, образовательными онлайн-порталами, выдадут брошюры, методички, гайды. Вы сможете в спокойной домашней обстановке изучить всю информацию по актуальной теме.
    Получите консультацию прямо сейчас!
    Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
    +7 (495) 172-33-85
    Получить помощь
    Статьи по теме
    Кинотерапия

    Фильмотерапия или кинотерапия в психологии – это методика коррекции и реабилитации пациентов с ментальными заболеваниями, химическими и нехимическими зависимостями с помощью просмотра фильмов…

    Подробнее
    АРТ – терапия

    Курс арт-терапии в составе реабилитационного процесса является одним из инновационных методов, основанных на творческом подходе…

    Подробнее
    Групповая психотерапия

    Групповая психотерапия — это методика, направленная на разрешение ментальных проблем группы пациентов…

    Подробнее
    Экзистенциальная психотерапия

    В реабилитационном процессе экзистенциальная психотерапия направлена на глубокое понимание человеком своего существования…

    Подробнее
    Меню
    Позвонить Консультация WhatsApp
    Наверх