Психообразование – это образовательный процесс, построенный для пациентов с заболеваниями ментальной сферы и их родственников. В ходе него люди получают информацию об этиологии своей болезни, механизмах её развития, симптомах, лечении и реабилитации. Также специалисты предоставляют пациентам и их родственникам модели и способы решения различных проблем, связанных с состоянием первого.
Психообразование входит в структуру лечения и реабилитации игроманов, пациентов с другими химическими и нехимическими зависимостями, больных шизофренией, депрессией, психическим расстройством волевой сферы, обсессивно-компульсивным расстройством, при лечении анорексии у подростков. В случае первых патологий психообразование играет ключевую роль, поскольку в ходе сессий членам семьи объясняют реальность такой болезни. Ведь большинству кажется, что любой вид зависимости – это лишь проявление слабости характера или скуки, безделья.
Основная цель психообразования – увеличение эффективности реабилитационных и лечебных мероприятий за счёт информированности самого пациента и близкого окружения.
Задачи, которые стоят перед специалистами, пациентами в психообразовании:
Важно отметить, что психообразование должно входить в лечебно-реабилитационный комплекс. Методика не применяется изолированно от других компонентов лечения. Это не имеет смысла и должной эффективности.
Занятия по психообразованию могут быть в групповом или индивидуальном формате. Если выбраны групповые сеансы, то у пациентов и членов их семей разные группы. Обычно набирается от 5 до 12 человек. Группы, как правило, закрытые после завершения набора участников. Это объясняется тем, что в цикле занятий идет логическая взаимосвязь каждой разбираемой темы. То есть присоединится в середине нельзя, потому что человек ничего не поймет. Сам цикл состоит и 5-13 занятий в зависимости от выбранной темы и рассматриваемой патологии. Сеансы занимают 45-60 минут личного времени, а проводятся они от 1-2 раз в неделю. Беседы проводит врач-психиатр, психотерапевт. К занятиям по запросу иногда присоединяются психолог, социальный работник и психотерапевт для подростка.
Кому противопоказаны или бессмысленны групповые сессии по психообразованию? Пациентам с:
Также классически специалисты призывают воздержаться от занятий по психообразованию в остром периоде заболеваний. Однако существуют научные работы и статьи, в которых описывается опыт применения методики у больных в остром периоде психиатрического заболевания. Также есть описание взаимосвязи между острыми первичными психотическими эпизодами и отсутствием психообразования. Из-за спорности такого аспекта решение о добавлении в комплекс психообразования нужно детально разбирать каждую конкретную клиническую ситуацию.
Какие темы разбирает группа на занятиях по психообразованию?
Выбор тематики зависит от состава группы и её направленности. Например, у группы пациентов с диагнозом “невроз навязчивых состояний” занятия будут посвящены именно этой патологии.
Примеры тем:
Таким образом, занятия в группе дают ответ на самые острые и важные вопросы самого пациента и его близких людей. Они знают, как вести себя в нестандартной ситуации, научиться жить с болезнью и повысить качество этой жизни.
Методика психообразования предполагает пассивное и активное участие индивидов. При первом пациент и его родственники самостоятельно знакомятся с тематической литературой, кинофильмами, образовательными онлайн-порталами, лекциями, буклетами и другими печатными изданиями. Пассивный вид обучения как бы регулирует, направляет участника процесса к нужной цели, используя конкретный пошаговый план. Другими словами, путь к конечной цели становится четким и обозначенным для него.
К активному виду психообразования относятся индивидуальные, групповые беседы и обсуждение плана с психотерапевтом, тематические интерактивные и игровые элементы, публичные мероприятия. Этот вид предполагает, что участник выходит из роли наблюдателя, становясь частью процесса. Что еще дает активный вид психообразования?
Первый и самый важный положительный эффект психообразования – это повышение осознанности пациентов и их родственников. Участники процесса начинают обращать внимание на внутренние психические процессы, эмоции, чувства, модели поведения и особенности реагирования. То есть любое действие приобретает полноценный смысл, ничего не ускользает от внимания сознательного Я.
Из этого вытекает второй важный эффект образовательного процесса – снижение стигматизации психиатрических больных. Люди, прошедшие цикл психообразовательных сессий, уже не считают психиатрический диагноз клеймом. Из восприятия болезни уходят негативно окрашенные и неприятные ощущения самого пациента и его близкого окружения. Важно, что при лечении зависимости все участники образовательного процесса осознают реальность болезни. Родственники понимают причинно-следственную связь в структуре патологии, её физиологическую основу. Зависимость предстает перед ними не просто итогом слабохарактерности пациента, а полноценным конгломератом внешних и внутренних проблем.
Нивелирование стигматизации ведет к выходу из социальной изоляции пациента. Он не чувствует себя изгоем общества, “нежелательным элементом”, отбросом. Психообразование помогает найти участнику свое место в жизни, а сама группа дает возможность для отработки коммуникативных навыков. Уже отточенную модель взаимодействия пациент переносит на реальную жизнь.
Знание о симптомах болезни, признаках обострения и навыках социальной адаптации помогают снизить количество рецидивов, госпитализаций в психиатрический стационар и срывов. Ведь компонент психообразования также делает вклад в улучшение общего психо-эмоционального фона участников лечебного и реабилитационного процесса. А последний – это один из факторов долгосрочной ремиссии. Согласно отечественному исследованию, 5 из 30 пациентов, прошедших психообразовательный цикл, не госпитализировались по поводу обострения заболевания в стационар. До пройденного цикла госпитализация была в 100% случаев. Также срок стационарного лечения после курса снизился до 35 дней, против 67 дней.
Все это подтверждает эффективность психообразовательной программы в структуре лечения и реабилитации психиатрических и наркологических больных. Напомним, что психообразовательная методика не применяется изолированно для коррекции заболеваний. Только комплекс мероприятий помогает эффективно бороться с недугом и выходить в долгую ремиссию. Психообразование представлено в реабилитационной программе реабилитационных центров “Подъем”, “Спутник”. Группы работают как для самих пациентов, так и для членов их семей. Закрепить результат также возможно с помощью семейного сеанса психотерапии. А в РЦ “Двойной диагноз.Джуниор” специалисты работают с подростками и молодыми людьми, страдающими сочетанной психиатрической патологией. С юного возраста при помощи психообразования врачи и психологи помогают пациентам контролировать свое психическое состояние. Так не только корректируются патологии у подростков, но и профилактируют иные нарушения работы ментальной сферы.
Если у вас или вашего родственника есть проблемы с зависимостью или нарушениями психических процессов, обратитесь к специалистам наших реабилитационных центров и “Клиники доктора Исаева”. Мы сориентируем вас, дадим направление для дальнейших эффективных действий, окажем круглосуточную психиатрическую помощь. Для записи к специалисту, или вызова психотерапевта на дом, звоните по указанному номеру телефона или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.
Услуги | Цена | |
Реабилитация психически больных (цена за сутки) | от 3300 ₽ | Заказать |
Программа "Эконом" (цена за сутки) | от 1600 ₽ | Заказать |
Программа "Стандарт" (цена за сутки) | от 3300 ₽ | Заказать |
Программа "Оптимум" (цена за сутки) | от 5500 ₽ | Заказать |
Программа "Премиум" (цена за сутки) | от 27000 ₽ | Заказать |
Психопатологическое обследование | 5000 ₽ | Заказать |
Индивидуальное клинико-психологическое консультирование (сессия) | 5000 ₽ | Заказать |
Семейное клинико-психологическое консультирование (сессия) | 5000 ₽ | Заказать |
Индивидуальная клинико-психологическая коррекция | 5000 ₽ | Заказать |
Услуги | Цена | |
4 местная палата (в стоимость входит терапия и питание) | 7000 ₽/сутки | Заказать |
2 местная палата (в стоимость входит терапия и питание) | 10000 ₽/сутки | Заказать |
1 местная палата (в стоимость входит терапия и питание) | 13000 ₽/сутки | Заказать |
VIP палата (в стоимость входит терапия и питание) | 17000 ₽/сутки | Заказать |
Медицинский пост (для возрастных пациентов и при соматических заболеваниях) | 3000 ₽/сутки | Заказать |
Медицинский консилиум (Главный врач, нарколог, заведующий психиатрии, невролог) | 15000 ₽ | Заказать |
Услуги | Цена | |
Приём психиатра | 4500 ₽ | Заказать |
Приём врача невролога | 4000 ₽ | Заказать |
Консультация с клиническим психологом | 5000 ₽ | Заказать |
Услуги | Цена | |
Психиатр на дом | от 4900 ₽ | Заказать |
Психотерапевт на дом | от 4900 ₽ | Заказать |
Психиатрическая скорая помощь | от 4900 ₽ | Заказать |
Выезд на дом вместе с медикаментозной терапией | от 7900 ₽ | Заказать |