Живая презентация
наших возможностей
Решите проблему зависимости кардинально!
Узнайте как - бесплатно!
+7 495 121-33-14
Ведущая частная психиатрическая клиника в Москве, с успешным
опытом лечения более 200 психиатрических заболеваний


Дислексия

Вы в курсе, что объединяет таких разных людей, как Уолт Дисней, Альберт Эйнштейн, Мэрилин Монро и Уинстон Черчилль? Значит, вам знаком диагноз дислексия – частичное специфическое расстройство навыков чтения. Если доверять биографам, все эти знаменитости испытывали очень серьезные сложности с чтением, то есть были дислексиками. К слову, биографии перечисленных личностей подтверждают, что можно прожить яркую жизнь, несмотря на обидный детский ярлык «не такого как все». В этой статье разберемся, как дислексики воспринимают текст и можно ликорректировать неспособность к чтению.

Общие сведения

Дислексия обусловлена недоразвитием или выпадением психических функций, реализующих процесс чтения. Согласно официальной статистике расстройство встречается у примерно 5% детей с нормальным уровнем интеллекта. На каждую девочку с дислексией приходится 4 мальчика-дислексика. Расстройство может выглядеть как синдром, когда нарушение чтения сопровождается частичным расстройством письма (дисграфией), или проявляться самостоятельно.

Причины дислексии

Человек с дислексией не способен корректно распознавать буквы. Речь дислексика несвязна, неправильно оформлена с грамматической точки зрения, отличается скудостью словарного запаса. Расстройствоможет быть обусловлено биологическими и социальными причинами.

Биологические факторы

Большинство специалистов склоняются к тому, чтов большинстве случаев дислексия развивается под влиянием патологий биологического характера в пренатальном периоде:

  • поражение ЦНС вследствие внутриутробной интоксикации или иммунного конфликта;
  • гипоксия мозга плода в утробе матери, патологии развития пуповины, родовая асфиксия;
  • инфекционное поражение мозга;
  • травматизация во время сложных родов.

Социальные факторы

Социальные факторы легче поддаются коррекции, что отличает их от биологических. К ним относятся:

  • недостатокобщения у ребенка;
  • погрешности в обучении и воспитании (педагогическая запущенность);
  • двуязычие (дети-билингвы могут путать символы из разных языков);
  • слишком ранее начало обучения;
  • дефицит социально-эмоциональных контактов, отдаление от матери (синдром госпитализма).

Люди, подвергавшиеся жесткой критике из-за их особенности в детстве, впоследствии страдают от низкой самооценки и нуждаются в психологической помощи.

Патогенез

Чтение – это психофизиологический процесс, при котором одновременно задействуется несколько систем-анализаторов: зрительная, речезвуковая, речедвигательная. Сбои в работе систем нарушают единство процесса. Если с точки зрения психолингвистики механизм дислексииследует рассматривать как частичную задержку развития психических функций, то с когнитивной – это нарушение одного или нескольких познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, осмысливания). И одно, и другое приводит к трудностям с чтением и обучаемостью.

Классификация

Специалисты выделяют шесть форм дислексии – в соответствии с механизмом, который нарушен. Каждаяиз форм требует особого внимания специалистов и семьи.

  • оптическая – зеркальное чтение, перескакивание на соседнюю строку, сложности с различием похожих символов («о» и «е», «b»и «d»);
  • фонематическая – самая распространенная проблема (искажение структуры слов,перестановка слогов);
  • аграмматическая – ошибки в построении речевых отрезков («пойдем дом», «белый птица»);
  • семантическая – беглое чтение на фоне абсолютного непонимания смысла;
  • мнестическая – трудности распознавания букв во время артикуляции (отсутствие понимания связки между звуками и буквами);
  • тактильная – типична для слабовидящих (сложности с пространственным распознаванием).

Симптомы дислексии

Расстройство выявляется в возрасте6-10 лет. У дислексиков не получается сопоставлять звуки и буквы, поэтому показатели техники чтения у них намного хуже, чем у сверстников. Параллельно могут наблюдаться грубые ошибки письма.

Дислексия негативно влияет на процесс формирования личности. Неудачи в школе на уроках чтения могут способствовать развитию мнительности, тревожности, проявлению других аффективных реакций.

Фонематическая дислексия

Фонематическая форма дислексии вызвананедоразвитием процессов восприятия, связанных с анализом и объединениемсоставных частей слов в единое целое. Симптомы проявляются в виде замены и смешивания звуков, близких по акустическим или артикуляционным признакам («том» – «дом», «ток» – «кот»), а также с искажением структуры языковых единиц.

Семантическая дислексия

Семантическую форму дислексии (так называемое механическое чтение)следует воспринимать как затрудненное понимание синтаксических связей. Также это результат бедностисловарного запаса. Пациент понимает слова только в отрыве от текста, поэтому не можетзафиксировать смысл прочитанного.

Аграмматическая дислексия

В аграмматической форме дислексии симптоматика связана с погрешностями в построении речевых конструкций. Во время чтения пациент неправильно применяет падежи, окончания, можетпутать времена. Аграмматическая дислексия предполагает допущение аналогичных проявлений и в устной речи.

Мнестическая дислексия

Симптомы при мнестической форме дислексии обусловлены неспособностью связывать визуальную форму символа с ее акустическим эквивалентом. Пациенту сложно соотнести звук и обозначающий его печатный (рукописный) знак. Попросту говоря, он не запоминает букв.

Оптическая дислексия

Оптическая форма дислексии выражается как чтение задом наперед, предполагает сложности с фокусированием взгляда на нужной строке. Оптическую дислексию объясняют недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений.

Тактильная дислексия

Тактильная форма дислексия присуща людям с тяжелыми пороками зрения и проявляется в виде смешения тактильно сходных символов при чтении по Брайлю. Пациент может путать буквы, соскальзывать со строки, пропускатьречевые единицы, искажая смысл прочитанного.

Диагностика

Дислексияможет быть диагностирована только при определенных условиях:

  • отсутствие диагностированной умственной отсталости;
  • отсутствие патологий слуха и зрения;
  • отсутствие расстройств психики, напрямую влияющих на способность читать;
  • не ранее, чем через 2 года от начала активного обучения;
  • ребенку подходит выбранный метод обучения чтению, стимулирует его учиться;
  • сложности возникают только в ходе выполнения заданий, связанных с чтением.

Чтобы обследовать ребенка, можно прийти к логопеду, нейропсихологу, детскому неврологу. Специалисты клиники Исаева консультируют по проблемам дислексии идискалькулии, общего недоразвития речи, нарушений темпа психического развития, дефицита внимания. Обследование охватывает сбор анамнеза, оценку состояния артикуляционного аппарата, проверку моторики. С помощью специальных тестов врач проводит диагностику устной и письменной речи, а также нейропсихологическую диагностику.

Взрослому человеку официальный диагноз дислексиявпервые долженпоставить психиатр. Запишитесь на прием к специалисту нашей клиники.

Коррекция и лечение дислексии в клинике Исаева

Если обнаружитьпризнаки дислексии в дошкольном возрасте, это дает возможностьоперативно и эффективно корректировать проблему.Чтобы приступить к коррекции, необходимо исключить другие расстройства, которые могут коррелироваться с нарушениямиречевых процессов. Для лечения расстройства необходима помощь дефектолога, клинического психолога, нейропсихолога.

В клинике неврозов доктора Исаева к преодолению проблемы подходят комплексно, с применением современных методик и с учетом оценки всего спектра нарушений речи и психики у пациента. Не следует упускать из виду, что спутниками дислексии и дисграфии могут быть сидром дефицита внимания, гиперактивность, стрессы, несформированность высших психических функций. В клинике работают квалифицированные врачи, которые успешно лечат сложные когнитивные расстройства. Чтобы обратиться к компетентному специалисту, позвоните по номеру 8 (495) 463-09-45.

Вопросы:

***

Дислексия проходит с годами?

— Без коррекции и грамотного лечения проблема не проходит с возрастом. Детская дислексия – это всегда неуверенность в себе, социальная тревожность, депрессия вплоть до мыслей о суициде во взрослом возрасте. Помогут только направленная коррекция расстройства при условии психологической поддержки, а также работа с семейной системой. Обратитесь за помощью в клинику Исаева.

***

— Почему реабилитация необходима пациентам с двойным диагнозом?

— Современная клиническая психологияделает акцентна необходимости реабилитации пациентов с психическими расстройствами и психологическими проблемами. В основе некоторых заболеваний лежит нарушение психофизиологических процессов, поэтому лечение без реабилитации не принесет стойкого ожидаемого результата. В нашем центре успешно применяются современные программы медикосоциальной реабилитации для самых разных групп пациентов.

***

Можно ведь просто взять справку для школы и жить спокойно. Не зря же говорят, что дислексия – это болезнь гениев?

—Действительно, есть исследования на тему того, что дети-дислексики обладают незаурядным умственным потенциалом. Но рассчитывать на спокойную жизнь ребенка-школьника со справкой не стоит. Под негативным давлением реальных обстоятельств ребенок может быстро утратить врожденную способность к освоению мира. Заботливые и ответственные родители обязательно воспользуются профессиональной помощью, чтобы вырастить из дислексика в первую очередь счастливого, а возможно и гениального человека.

Варианты лечения

Консультативный прием
  • у нас организована круглосуточная «горячая линия», обратившись на которую, вам ответят на вопросы, связанные с лечением ваших заболеваний, организуют прием у доктора;
  • у нас организован круглосуточный прием доктора психиатра, что позволяет оказать неотложную помощь в любое время;
  • консультация доктора психиатра – это комплексная первичная помощь пациенту, она длится до 2-х часов и призвана не только ответить на ваши вопросы, но и поставить или уточнить диагноз, назначить лечение и указать вектор ваших дальнейших действий;
  • на данном этапе вы получаете достаточно четкий план и прогноз по вашему заболеванию;
  • Вам необходимо сделать этот первый шаг, если вы начали чувствовать дискомфорт или наблюдаете изменения у ваших близких людей!
от 2500 руб.
Амбулаторное лечение
  • существуют заболевания, которые недостаточно лечить «выписанными препаратами» дома;
  • мы организовали дневной и ночной стационар для пациентов, которые нуждаются в более частой коррекции назначенной терапии;
  • амбулаторное лечение позволяет лечиться как работающим пациентам (ночной стационар), так и пациентам, которым трудно находиться в клинике круглосуточно;
  • возможность воспользоваться амбулаторным лечением полностью обусловлена вашим текущим состоянием, тяжестью диагноза и рекомендациями доктора;
  • амбулаторное лечение включает в себя всю медикаментозную терапию, питание, комфортное нахождение в палате и постоянный присмотр за процессом медперсонала;
  • Это замечательная альтернатива «домашнего лечения», которая в несколько раз уменьшает сроки восстановления и увеличивает эффективность лечения!
от 6000 руб.
Стационарное лечение
  • это самая эффективная помощь при любых видах психиатрических проблем;
  • для некоторых диагнозов данный вид лечения безальтернативен ввиду тяжести ситуации и серьезности оказываемой терапии;
  • мы организовали стационарное лечение в клинике исходя из принципов «фокусировки на интересах пациента»;
  • мы предоставляем круглосуточный мониторинг основных показателей, надзор за состоянием пациента;
  • мы предоставляем комфортные палаты с четырехразовым питанием;
  • мы предоставляем нашу клиническую базу высококвалифицированных докторов-практиков, методик и лучших препаратов;
  • мы сделали стоимость приемлемой, удобной и демократичной;
  • Две недели стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!
от 42 000 руб.
У вас есть вопросы? Звоните!
Не откладывайте лечение, получите бесплатную консультацию по телефону прямо
сейчас. Мы гарантируем полную анонимность и конфиденциальность при
обращении в нашу клинику. Клиника работает круглосуточно.
+7 (495) 367-30-99
ПОЛУЧИТЬ ПОМОЩЬ

У вас есть уникальная возможность получить КРУГЛОСУТОЧНО анонимную консультацию, записаться на прием или госпитализацию, вызвать доктора или скорую помощь, получить ответы на свои вопросы. Мы выделили отдельную «горячую линию» в приемном отделении. ЗВОНИТЕ: +7 (495) 367-30-99