Субдуральная гематома

Субдуральная гематома, ее разновидности и методы лечения. Консультация по вопросам оказания помощи по телефону бесплатно.

Субдуральная гематома – этоскопление крови в определенном месте головного мозга под твердой оболочкой. Отмечаетсяв 40% от всех случаев встречающихся в клинической практике внутричерепных кровоизлияний. Сопровождается нарушениями сознания, психическими отклонениями, невротической симптоматикой. Помощь при легкой форме заключается в применении препаратов, в тяжелых случаях требуется хирургическое вмешательство. Лечение успешно проводится врачом-неврологом в клинике доктора Исаева.

Субдуральная гематома мозга: причины

Наиболее часто субдуральная гематома возникает вследствие черепно-мозговой травмы, когда повреждаются мостовидные вены и кровь выходит за пределы сосудов. Несколько реже причиной становится:

• врожденные особенности в головном мозге, при которых артерии сразу переходят в вены, минуя систему капилляров;
  • выпячивание и истончение стенки сосудов мозга;
  • высокое давление;
  • системное поражение всех слоев стенок сосудов (васкулит);
  • нарушения свертывания крови и склонность к кровотечениям;
  • применение препаратов для разжижения крови.

В отличие от эпидуральной, субдуральная гематома может развиваться как двусторонний процесс, независимо от стороны удара.Кровоизлияние происходит при ушибеголовы, нанесенном небольшим предметом, иногда формируется при отсутствии прямого контакта. Так бывает при слишком резкой остановке в движущемся транспорте или перемене направления движения тела, при падении на ягодичные мышцы или ноги. При этом черепная коробка резко встряхивается, мозг смещается имостовидные вены разрываются.

Симптомы:

Даже незначительные симптомы нарушения являются поводом для обращения к неврологу, в нашей клинике доктора Исаева грамотный специалист проведет консультацию и назначит лечение. По своему течению субдуральная гематома подразделяется на острую (проявляется в первые три дня после черепно-мозговой травмы), подострую (от трех до 14 суток) и хроническую (от двух недель и более). По международной классификации выделяют нетравматическое и травматическое заболевание с наличием или отсутствием проникающего ранения черепа.

В зависимости от объема излившейся крови определяют малую гематому (до 30 мл), среднюю (до 90 мл) и большую (от 90 мл и более). По локализации кровоизлияния ее делят на монолобарную (располагается в одной доле мозга), билобарную (сразу в двух долях) и полилобарную (распространяется более чем на две доли).

Общие признаки

Симптомы и течение определяется местом нарушения, объемом и темпом нарастания. Важную роль в клинической картине играет наличие ушиба мозга и других повреждений, а также возраст больного. Обычно субдуральная гематома проявляет себя таким образом:

• нарушение сознания от оглушения до комы;
  • триада Кушинга: урежение частоты пульса, повышение давления и потеря сознания (при смещении ствола мозга в сторону шейного отдела позвоночника);
  • стволовые признаки: колебания давления, повышение температуры, изменения тонуса и рефлексов, расстройство функции дыхания;
  • психические отклонения: появление видений, нарушение ориентации в пространстве и собственной личности, проблемы с мышлением, неадекватно повышенное настроение, неспособность оценить критически свое состояние, потеря памяти;
  • судорожные припадки, психомоторное возбуждение;
  • головная боль распирающего характера, отдающая в глазные яблоки, светобоязнь, рвота, нарушение зрения.

Также отмечаются признаки воспаления мозговых оболочек. Они подтверждаются симптомомБрудзинского, который заключается в том, что при пассивном наклоне головы вперед у больного автоматически подтягиваются ноги к животу, сгибаясь в тазобедренных и коленных суставах. Подтвердить патологию позволяет симптом Кернига, невролог просит пациента согнуть ногу под прямым углом после чего пытается разогнуть ее области колена. При этом сгибатели резко сокращаются и появляется сильная боль, не позволяющая выпрямить конечность.

Очаговая симптоматика

При субдуральной гематоме определяются очаговые нарушения:

• увеличение размера зрачка на стороне поражения, часто с опущением века;
  • парез (ослабление мышц) и плегия (паралич и полная неподвижность) на противоположной поражению стороне;
  • возможно – нарушение чувствительности, речи, снижение обоняния, выпадение полей зрения.

При появлении симптомов гематомы после травмы требуется немедленно обратиться за профессиональной помощью. Звоните в клинику доктора Исаева и проконсультируйтесь с неврологом бесплатно.

Хроническая субдуральная гематома

Хроническая субдуральная гематома появляется не ранее, чем через две недели после черепно-мозговой травмы. Спустя 6-7 дней формируется оболочка из соединительной ткани. Часто не определяется клинически, или протекает в стертой форме, обычно проявляет себя при увеличении объема.

Большая часть пациентов, у которых обнаруживается хроническая гематома под твердой оболочкой, лица пожилого и среднего возраста. Основная масса больных с таким диагнозом – мужчины и более 50% имеют в анамнезе хронический алкоголизм. При изучении истории заболевания в четверти случаев не удается обнаружить непосредственную взаимосвязь с травмой головы. Другими причинами хронического кровоизлияния становятся: прием антикоагулянтов (препаратов для разжижения крови), эпилептические припадки, осложнения после шунтирования у пациентов с гидроцефалией.

Острая травматическая субдуральная гематома

Появляется при сильной черепно-мозговой травме (ЧМТ) сразу после удара и требует немедленной госпитализации. Прогноз в данном случае менее благоприятен, поскольку у большей части пациентов сопровождается значительными повреждениями головного мозга.

Клиническая картина проявляется в виде классического варианта, со слабо выраженным «светлым промежутком» или без него. Первый тип заболевания встречается редко и наблюдается при травматическом повреждении средней тяжести. В момент удара происходит потеря сознания, после этого наступает некоторое улучшение продолжительностью до нескольких дней с минимальной симптоматикой. Затем происходит нарастание признаков поражения и повторное выключение сознания.

Тяжелая форма ЧМТ дает клиническую картину со слабо выраженным периодом улучшения. После комы сознание частично восстанавливается, при этом наблюдается типичная очаговая симптоматика повреждения мозговой ткани. Затем человек снова отключается. Наиболее распространенный вариант острой травматической гематомы протекает на фоне значительных поражений вследствие травмы. Пациент сразу после события впадает в кому, которая заканчивается летальным исходом или операцией.

Диагностика

При установлении диагноза невролог учитывает особенности травмы, потери сознания, светлого промежутка, появление неврологических отклонений. Для уточнения проводится МРТ, КТ головного мозга, рентгенография черепа, Эхо-ЭГ, офтальмоскопия, ангиография. В некоторых случаях может потребоваться консультация психиатра и других специалистов.

Наиболее объективными способами выявления субдуральной гематомы считаются КТ и МРТ. С их помощью определяется наличие кровоизлияния, его локализация и размеры. При хронической форме проводится исследование с введением контрастного вещества.

Субдуральная гематома лечение в Москве

Терапиясубдуральной гематомы консервативными способами проводится при величине не более одного см и смещении мозговой ткани до трех мм. Наблюдение имедикаментозное лечение осуществляется также пациентам в коме или сопоре (когда подавляется сознание и прекращаются произвольные движения, но при этом сохраняется рефлекторная деятельность) при объеме до 40 мл и черепном давлении менее 25 мм рт. ст. В схему оказания помощи входят такие группы препаратов:

• гемостатики для устранения дальнейшего кровотечения;
  • блокаторы кальциевых каналов;
  • осмотические диуретики для профилактики отека мозга.

В клинике доктора Исаева применяются только сертифицированные проверенные препараты, прошедшие все исследования и широко используемые в нашей стране и за рубежом.

Проводится симптоматическая терапия в использование антиконвульсантов, обезболивающих, противорвотных и седативных препаратов. Если у человека есть аффективные нарушения, пограничные расстройства, то ему оказывается психиатрическая помощь.

При наличии острого и подострого кровоизлияния с сильным сдавлением мозговой ткани выраженной неврологической симптоматикой, высоким внутричерепным давлением человеку показано проведение срочной операции. Хроническая гематома устраняется таким же способом при быстром росте и симптомах застойных дисков, определяемых офтальмоскопией.