Ребенок витает в облаках на уроках, дерется с одноклассниками, на ваши замечания реагирует слишком эмоционально? Не повторяйте ошибок других родителей, пытаясь закрыть глаза на проблему, наказывая малыша или чрезмерно нагружая его дополнительными занятиями «чтобы было куда сливать энергию». Возможно, у ребенка СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который требует внимания грамотного детского психиатра. В клинике доктора Исаева это расстройство развития успешно корректируют с помощью современных методик.
СДВГ – это не результат плохого воспитания, а врожденная особенность мозга, требующая коррекции. Без коррекции синдром, проявившийся в раннем детстве, сопровождает человека по мере взросления.
Синдром высокой физическо-умственной активности, для которого характерно превалирование процессов возбуждения над процессами торможения, достаточно распространен среди современных детей и наблюдается у некоторых взрослых. Мальчиков с СДВГ больше, примерно 3:1 по отношению к девочкам. Синдром дефицита внимания и гиперактивности обязательно сопровождается двумя характерными проявлениями:
Примерно половина гиперактивных детей перерастает в гиперактивных взрослых.
СДВГ изучают на протяжении многих десятков лет, между тем ведущие факторы формирования расстройства не определены. По поводу причин выдвигается 4 теории, которые не исключают друг друга. Большинство экспертов сходятся на том, что СДВГ обусловлено комплексом нейробиологических причин, нарушающих процесс созревания мозговых структур и, как следствие, дисфункцией центральной нервной системы:
Механизм синдрома дефицита внимания и гиперактивности принято рассматривать в аспекте нейробиологических и нейропсихологических расстройств. Суть первой теориив том, что СДВГ обусловлен нарушением работы значимых нейромедиаторов головного мозга. Дисбаланс норадреналина и дофамина становится причиной сбоев в системах планирования, контроля и саморегуляции. Вторая концепция предполагает врожденную несостоятельность систем-регуляторов внимания и двигательной активности. Под влиянием этих расстройств пациенты с СДВГ демонстрируют перекосы поведенческих реакций.
С учетом того, как сочетаются симптомы, специалисты выделяют три разновидности расстройства:
На основании наблюдений за выраженностью проявлений синдром дефицита внимания с гиперактивностью классифицируется по степеням (комплексная оценка производится по индексу Коннерса):
Нейроповеденческое расстройство проявляется триадой общих признаков:
В разном возрасте симптоматика проявляется по-своему. При том, что синдром дефицита внимания и гиперактивности может проявляться в изолированном виде, часто он сочетается с другими эмоционально-поведенческими нарушениями.
Ранние годы жизни отличаются запоздалым овладением навыков (подпрыгивать, самостоятельно кушать ложкой), а ближе к 3-х летнему возрасту ребенок постепенно становится расторможенным, сложно управляемым, склонным к разрушениям, истерикам. СДВГ может сопутствовать заикание, синдром неуклюжести (диспраксия), общее недоразвитие речи.
В дошкольном возрасте родители часто допускают ошибки, списывая симптомы на огрехи в воспитании, поэтому редко обращаются за помощью. Если ваш ребенок гиперактивен, любопытен, но быстро теряет интерес, переключается с одного занятие на другое, запишитесь на прием к детскому специалисту в клинику неврозов доктора Исаева. Этим вы сможете предупредить массу проблем и осложнений в будущем.
Вся симптоматика, воспринимаемая до школы как невоспитанность и избалованность, усугубляется в первом классе. Ребенок отвлекается от темы занятия, выкрикивает с места, может ходить по классу во время урока, ошибается из-за невнимательности, постоянно теряет принадлежности для учебы. Ему трудно идти на компромисс в общении со сверстниками, нередки драки и проявление агрессии.
Важно понимать: синдром дефицита внимания и гиперактивности – частая причина того, что подросток страдает от низкой самооценки, склонен к девиантному поведению, у него снижен инстинкт самосохранения.
Признаки СДВГ у взрослых людей выражаются в следующем:
Все эти симптомы усложняют повседневную жизнь, приводят к недовольству социальным статусом, развалу семьи, также проблемы с концентрацией могут влиять на интимную сферу.
У детей низкая успеваемость и проблемы с объективной самооценкой, в подростковом периоде они склонны к бродяжничеству, формированию зависимости (алкоголь, психоактивные вещества). Синдром дефицита внимания и гиперактивности без коррекции – всегда высокая вероятность проявления сопутствующих расстройств (депрессия, ТРЛ, маниакально-депрессивный синдром и другие психические расстройства личности).
Гиперактивные дети должны быть пациентами детского невролога и психиатра. Чтобы поставить диагноз СДВГ, необходимо констатировать наличие комплекса симптомов, которые наблюдаются постоянно на протяжении минимум шести месяцев. По результатам тестов может быть поставлен отдельный диагноз– синдром невнимательности или синдром гиперактивности.
Если вы подозреваете СДВГ, обратитесь к детскому неврологу или психиатру. Оценка проводится в формате беседы с использованием специального нейропсихологического тестирования.
Ключевой целью коррекции СДВГ является уменьшение симптоматики. В ходе терапии должны быть настроены адаптивные механизмы и выработаны навыки социальной согласованности. Специалисты клиники Исаева предоставляют пациентам полноценную терапевтическую помощь. Диагностика, в ходе которой важно дифференцировать тревожное расстройство, астенический синдром, расстройство аутистического спектра, проводится опытными детскими психиатрами. Мы используем комплексный подход, включающий общую терапию, коррекцию поведения, сеансы психотерапии, аппаратные методы. СДВГ можно и нужно корректировать! Чтобы получить полноценную помощь, обратитесь по номеру: 8 (495) 463-09-45.