г. Москва, ул. Бабаевская, д.6

Энцефалопатия смешанного генеза (ЭПСГ) 一 это поражение головного мозга, вызванное влиянием нескольких причинных факторов. В основе патологии лежит отмирание клеток мозга, приводящее к развитию целого комплекса неврологических, психических и когнитивных расстройств. По международной классификации болезней (МКБ-10) энцефалопатии смешанного генеза присвоен код G 93.4.

Энцефалопатия смешанного генеза – причины заболевания

Факторы, способные вызвать энцефалопатию, очень многочисленны. Среди них могут быть:

1. Расстройства кровообращения. Занимают первое место по частоте и почти всегда являются одной из причин ЭПСГ. Это могут быть атеросклеротические изменения в церебральных сосудах, гипертоническая болезнь, хроническая венозная недостаточность, поражения сосудов при амилоидозе и т.д.. Церебральные нарушения при этом развиваются из-за ухудшения кровоснабжения мозга и его гипоксии.
  2. Обменные нарушения. Развиваются при расстройствах метаболизма или эндокринных дисфункциях: при сахарном диабете, гипогликемии, поражениях щитовидной железы, недостатке витаминов группы В и др.
  3. Тяжелая недостаточность внутренних органов 一 почек, печени, поджелудочной железы, эндокринных желез. Так, энцефалопатия может развиваться на фоне уремии, цирроза печени, острого панкреатита, панкреонекроза, печеночной недостаточности.
  4. Перенесенные внутричерепные травмы разной степени тяжести (сотрясение и ушибы головного мозга, открытые черепно-мозговые травмы с переломами костей черепа и др.).
  5. Врожденные аномалии развития структур ЦНС.
  6. Поражения легких, приводящие к недостатку поступления в мозговые ткани кислорода: ХОБЛ, тромбоэмболия легочной артерии, бронхиальная астма, туберкулезная инфекция, онкопатология, перенесенные тяжелые состояния, связанные с пульмонологическими операциями и проведением искусственной вентиляции легких, пневмония на фоне COVID-19.
  7. Токсическое воздействие на организм: отравления тяжелыми металлами, угарным газом, наркотическими веществами, лекарственными препаратами, некачественным алкоголем, а также перенесенные инфекции (ботулизм, столбняк, дифтерия и др.).
  8. Радиационное воздействие.
  9. Нарушения обмена натрия. Могут быть при гипофункции щитовидной железы, гипокортицизме, онкозаболеваниях и т.д.
  10. Перенесенные инсульты, оперативные вмешательства на головном мозге.
  11. Иногда вирусное повреждение церебральных тканей на фоне тяжелой иммуносупрессии.

Энцефалопатия смешанного генеза развивается при одновременном или последовательном действии сразу нескольких из перечисленных факторов. Это могут быть, к примеру, злоупотребление алкоголем после перенесенных черепно-мозговых травм, сосудистые поражения головного мозга в сочетании с перенесенными инсультами или операциями и т.д.

Патогенез заболевания

Патологические изменения при ЭПСГ затрагивают разные структуры головного мозга и не имеют ограниченный характер. Ведущими провоцирующими факторами являются кислородный дефицит в церебральных тканях и нарушения в них метаболизма.

В последнем случае непосредственной причиной может стать как ишемия мозговых структур, так и недостаток каких-либо веществ (витаминов, натрия и др.) или их токсическое действие. При этом в нейронах головного мозга происходят дегенеративные процессы и они отмирают. Это неизбежно отражается на неврологическом статусе больного, его интеллектуальных способностях и состоянии психики.

Симптомы

Клиническое проявление ЭПСГ весьма вариативно и может включать в себя разные симптомы в зависимости от того, какие структуры мозга поражены и какими факторами вызвана патология.

Наиболее характерными признаками энцефалопатии являются:

• головные боли, головокружения;
  • расстройства координации движений, неуверенность, шаткость походки;
  • нарушения моторики 一 дрожание конечностей, головы, ограничение двигательной функции в разных частях тела, частичные или полные параличи и др.;
  • изменение чувствительности 一 рефлекторной, тактильной, температурной, болевой;
  • снижение когнитивных функций 一 ухудшение памяти, мышления, концентрации внимания, обеднение речи или речевые нарушения;
  • явления астении 一 быстрая утомляемость, в том числе, после умственной нагрузки, слабость, сонливость или бессонница;
  • психические расстройства 一 неврастения, психозы, фобии, раздражительность, агрессивность, тревожность, преобладание подавленного настроения и его неустойчивость, появление навязчивых параноидальных или суицидальных мыслей и т.д.;
  • судороги при эпилептическом синдроме и др.

При любых симптомах энцефалопатии необходима обязательная консультация у квалифицированного специалиста. Помните, что от своевременной диагностики и правильного лечения зависит не только ваша жизнь, но и ее качество!

Классификация

По яркости и тяжести клинического проявления энцефалопатию смешанного генеза можно условно разделить на три степени.

1 степень тяжести протекает по большей части латентно и выявляется лишь в ходе инструментального обследования больного.

2 степень тяжести сопровождается незначительными или средневыраженными нарушениями неврологического статуса больного, которые чередуются с периодами ремиссий.

3 степень тяжести патологии проявляется выраженными нарушениями двигательной и сенсорной сферы, яркими когнитивными и психоэмоциональными расстройствами, которые приводят к развитию инвалидности, тяжелой трудовой и социальной дезадаптации больных.

Последствия

Последствия энцефалопатии, отягченной несколькими провоцирующими факторами, очень серьезны. При отсутствии адекватного, вовремя начатого лечения патология усугубляется, приводит к развитию стойких, трудно поддающихся лечению, расстройств, которые значительно снижают качество жизни пациентов, приводят к их инвалидизации, снижению трудоспособности вплоть до полной невозможности работать и необходимости социальной изоляции.

Лечение и реабилитацию больных энцефалопатией крайне важно начать вовремя это залог их нормального восстановления и полноценной жизни в дальнейшем.

Лечение энцефалопатии смешанного генеза

Острая энцефалопатия требует срочной госпитализации с возможным проведением реанимационных мероприятий. При хроническом течении используется медикаментозное лечение в условиях стационара или амбулаторно. При этом применяют этиотропные, патогенетические лекарственные средства, проводят симптоматическую коррекцию имеющихся нарушений.

В схему терапии обязательно включают препараты нейропротекторного и метаболического действия. При необходимости используется психотерапия, назначаются седативные и другие психотропные средства.

В клинике доктора Исаева в Москве проводится комплексная реабилитация больных с энцефалопатиями смешанного генеза. При этом используются современные методики, основанные на принципах доказательной медицины и продемонстрировавшие свою высокую эффективность. Наши врачи 一 специалисты экспертного уровня с огромным опытом лечения больных неврологического профиля.

Благодаря исключительному профессионализму, индивидуальному подходу к пациентам наши врачи достигают прекрасных результатов даже в сложных клинических случаях.

Чтобы записаться на прием и бесплатную консультацию, позвоните нам по телефону 8 (495) 367-30-99 или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.

Обратитесь к нам уже сегодня 一 мы сможем вам помочь!

Клиника доктора Исаева ждет вас!

К какому врачу обращаться при энцефалопатии?

Диагностика и лечение этой патологии могут входить в сферу компетенции разных специалистов 一 невролога, психиатра, нарколога и др., что зависит от преобладающих расстройств и вызвавших их факторов.

Нужна ли госпитализация при энцефалопатии?

Это может решить только лечащий врач. При острых состояниях показано стационарное лечение, в остальных случаях может быть достаточно амбулаторной терапии или дневных визитов в клинику для проведения лечебных процедур и консультаций.

Опасна ли для жизни энцефалопатия?

Это состояние опасно своими серьезными последствиями 一 от стойкого сохранения различных нарушений и снижения качества жизни до инвалидизации и невозможности жить полноценно в обществе.

Статью проверил главврач клиники Петров Даниил Сергеевич

• Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!