Плекситом называется воспаление нервных сплетений, образованных выходящими из позвоночника спинномозговыми нервами. Заболевание в большинстве случаев имеет вторичный характер и возникает на фоне травматических повреждений или дегенеративных изменений тканей, находящихся рядом с нервными стволами.

По классификации МКБ-10 плекситы относят к группе болезней, затрагивающих нервные корешки и сплетения (код G54).

Причины плексита

Толчком к развитию плексита могут стать:

• травмы позвоночника (как правило, шейного, плечевого или пояснично-крестцового отдела);
  • растяжения нервных сплетений рук или ног при чрезмерных физических нагрузках, ношении тяжестей или резких движениях;
  • длительная работа с вибрирующим инструментом (при плечевом плексите);
  • остеохондроз, спондилоартриты, сколиоз и другие деструктивные изменения позвоночника;
  • ушибы рук в области плечевого пояса;
  • ушибы или ранения в области шеи, поясницы, копчика;
  • сдавление нервных волокон во время сна, у лежачих больных и т.д.;
  • вывихи и переломы в области расположения нервных стволов;
  • осложненные роды у женщин, приводящие к поражению пояснично-крестцовых нервных сплетений;
  • воспалительные заболевания органов малого таза у женщин;
  • сахарный диабет, подагра и другие обменные нарушения;
  • эндокринные расстройства (тиреотоксикоз и др.);
  • аутоиммунные заболевания (синдром Гийена-Барре и др.);
  • новообразования, гематомы, воспаление лимфоузлов в области нервных сплетений;
  • аневризма подключичной артерии (приводит к плечевому плекситу);
  • врожденные аномалии развития позвоночника;
  • инфекционные заболевания;
  • оперативные вмешательства;
  • длительное переохлаждение.

Плексит может возникнуть в любом возрасте, однако чаще всего заболевание встречается у мужчин в возрасте старше 35 лет. В большинстве случаев патология носит односторонний характер. Двусторонний плексит встречается реже и протекает более тяжело, требуя продолжительной реабилитации. Чаще остальных среди всех плексопатий регистрируют плечевой плексит.

Стадии плексита

В течении плекситов выделяют две последовательных стадии:

1. Невралгическая – протекает с болевым синдромом, возникающим при движении или давлении на область пораженного нервного сплетения. При этом зачастую боль носит иррадиирующий характер (“отдает” в расположенные рядом области).
  2. Паралитическая – сопровождается частичным или полным нарушением двигательной функции, при этом поражаются лишь мышцы, которые иннервирует воспаленное нервное сплетение. Параллельно с этим изменяется чувствительность тканей к внешним раздражителям (температурным, тактильным, болевым), нарушаются сухожильные рефлексы и кровообращение в пораженной области, появляются отеки. На фоне дисфункции нервных стволов снижается тонус мышц вплоть до развития атрофии, усиливается или наоборот прекращается потоотделение в пораженной зоне, кожа приобретает бледный оттенок.

После разрешения паралитической стадии плексит переходит в фазу восстановления, продолжительность которой может достигать года. Нарушенные функции нервных стволов могут восстанавливаться полностью или частично, что зависит от степени поражения, тяжести течения заболевания, качества и своевременности начатого лечения. Огромную роль в выздоровлении играет реабилитация больных именно она позволяет восстановить утраченные функции наиболее полноценно.

Симптомы плексита

Симптоматика плекситов обусловлена частичным или полным разрывом нервных волокон вследствие травмы, а также их сдавливанием гематомой или отеком, возникшими после повреждения.

Ведущим симптомом плексопатий является болевой синдром. Его локализация зависит от того, какие нервные стволы поражены. При поражении шейных нервных сплетений возникают боли в области шеи, плечевого пояса, околоушной зоне, иногда отдающие в область лопатки или руку. При воспалении пояснично-крестцовых нервных стволов болевые ощущения распространяются на бедра, ягодицы, копчик, поясницу.

Характер болей может варьировать от тупых до острых, стреляющих, чаще они усиливаются в ночное время суток. Могут возникать сами по себе или при движении. Расстройство чувствительности может выражаться в виде онемения, ощущения ползания мурашек, жжения и т.д. Могут частично или полностью выпадать сухожильные рефлексы в пораженной зоне.

При длительном течении болезни мышцы в пораженной зоне становятся ослабленными, дряблыми, уменьшается их объем. Расстройства микроциркуляции проявляются бледностью или посинением кожи, пастозностью и отечностью тканей, местной гипотермией.

При обнаружении любых из перечисленных признаков необходимо обязательное обследование и лечение у врача-невролога. Помните: чем раньше будет назначена адекватная терапия, тем выше вероятность полного выздоровления.

Осложнения плексита

Чего можно ожидать, если не принять вовремя лечебные меры и пустить болезнь на самотек?

• Хроническая «жгучая» или иная боль в зоне поражения (синдром хронической боли, нейропатическая боль);
  • атрофия, слабость мышц в зоне поражения;
  • снижение чувствительности;
  • частичный или полный паралич пораженной области;
  • утрата физической активности.

Правильное и своевременное лечение основа полноценного выздоровления при плексопатии.

Когда следует обратиться к врачу?

К врачу надо обратиться при появлении первых же симптомов патологии. Чем раньше будет выявлено заболевание, тем эффективнее окажется лечение. В клинике доктора Исаева лечение плекситов ведут опытные, высококлассные врачи-неврологи. Пациенты нашей клиники проходят эффективную комплексную терапию и полноценную реабилитацию, что позволяет достигать прекрасных результатов даже в сложных клинических случаях.

Как лечить плексит?

Лечение плексита может проводиться в условиях стационара или амбулаторно, однако в любом случае оно должно назначаться исключительно лечащим врачом на основании результатов обследования пациента. В зависимости от причины и тяжести заболевания, его лечение может быть консервативным или хирургическим.

Консервативная терапия включает в себя медикаментозную коррекцию состояния больного, устранение причинного фактора, нормализацию нейрометаболических процессов и кровообращения. Обязательны реабилитационные мероприятия в виде массажа, физиопроцедур, ЛФК, мануальных методик и т.д.

Комплексная реабилитация способствует постепенному восстановлению нарушенных моторных функций, нормальной иннервации тканей и позволяет пациенту вернуться к полноценной жизни.

Лечение плексита

В клинике доктора Исаева в Москве проводится лечение и реабилитация больных с плекситами разной локализации и проявления. Для этого используются современные высокоэффективные методики, основанные на принципах доказательной медицины. Наши неврологи 一 врачи экспертного уровня, обладающие многолетним опытом лечения широкого спектра неврологических заболеваний. Исключительный профессионализм, применение передовых терапевтических методик позволяет им достигать успехов в лечении даже осложненных больных.

Чтобы записаться на прием и бесплатную консультацию, позвоните нам по телефону, напишите на почту или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.

Обратитесь к нам уже сегодня 一 мы сможем вам помочь!

Клиника доктора Исаева ждет вас!

Можно ли лечить плексит в домашних условиях?

Только если это сочтет возможным ваш лечащий врач. Однако и в этом случае лечение назначается только врачом на основании результатов проведенной диагностики.

Опасен ли плексит для жизни?

Прямой причиной смерти пациента плексит может и не стать, но при отсутствии адекватного лечения он может привести к тяжелым последствиям и значительно снизить качество жизни больного.

Быстро ли лечится плексит?

Продолжительность лечения острого плексита может составлять до 15-30 дней, при хроническом течении оно длится дольше. Реабилитация больных после плексита может проводиться курсами и занимать время до нескольких недель и месяцев в зависимости от тяжести проявления патологии.

Статью проверил главврач клиники Петров Даниил Сергеевич