г. Москва, ул. Бабаевская, д.6

Посттравматическая энцефалопатия (ПТЭ) 一 это комплекс неврологических, психологических и других расстройств, возникающих в отсроченный период после черепно-мозговых травм. По статистике, ПТЭ возникает в 80% случаев травм головного мозга.

Чаще патологию регистрируют у мужчин молодого и среднего возраста. В классификации МКБ она относится к группе последствий внутричерепных травм с присвоенным кодом T90.5.

Причины посттравматической энцефалопатии

К развитию посттравматической энцефалопатии всегда приводит механическое воздействие на ткани головного мозга. Пусковым фактором могут стать удары головой о твердые предметы или удары по голове, резкие толчки, встряхивания и т.д. Усугубляющими факторами при этом являются злоупотребление алкоголем, заболевания сосудов, инфекционные болезни, влияние токсических веществ, артериальная гипертензия, сахарный диабет.

Кто входит в группу риска?

• люди, занимающиеся боевыми искусствами и экстремальными видами спорта;
  • участники военных действий, работники служб МВД и МЧС;
  • работники цирковых профессий;
  • профессиональные водители;
  • пациенты с приступами эпилепсии, с нарушением сердечного ритма;
  • младенцы с родовой травмой;
  • пациенты, страдающие нарушением равновесия и координации движений.

Классификация

ПТЭ может протекать по разному типу: с затуханием симптоматики, ее постоянным сохранением, с чередованием или с нарастанием симптомов. В зависимости от того, какие признаки патологии выражены ярче, различают следующие синдромы ПТЭ:

1. Вегетативно-дистонический. Наблюдается чаще всего. Проявляется колебаниями артериального давления, нарушениями сердечного ритма, дисциркуляторными расстройствами (связанными с нарушением кровообращения). Может отмечаться субфебрильная лихорадка, эндокринные и метаболические расстройства. Характерны головные боли, слабость, повышенная утомляемость, чрезмерное потоотделение и другие симптомы.
  2. Астенический. Присутствует почти во всех случаях ПТЭ. Проявляется вялостью, быстрой утомляемостью, в том числе, после интеллектуальной нагрузки, ухудшением когнитивных функций, бессонницей или наоборот сонливостью. Характерны психоэмоциональные расстройства 一 вспыльчивость, нестабильность настроения, депрессии, неврозы. Возможна чрезмерная реакция на внешние раздражители 一 звуковые, зрительные.
  3. Синдром нарушений циркуляции спинномозговой жидкости. Чаще всего протекает с признаками повышения внутричерепного давления. Может проявляться головными болями, ощущением давления на глаза и лоб, тошнотой и рвотой, шаткостью походки, заторможенностью и когнитивными расстройствами.
  4. Церебрально-очаговый. Возникает при массивных травмах. Проявляется тяжелыми моторными нарушениями, изменением чувствительности, интеллектуальными и психическими расстройствами.
  5. Психопатологический. Наблюдается практически у всех страдающих ПТЭ. Может выражаться очень разнообразно 一 в виде неврастении, фобических и депрессивных состояний, психозов, навязчивых параноидальных или суицидных мыслей, галлюцинаций вплоть до делирия, частичной или полной потери памяти, вспышек агрессивности, выраженном снижении интеллектуальных функций и т.д.
  6. Эпилептический. Как правило, начинает проявляться в течение первого года после получения травмы. Главный симптом 一 припадки эпилептических судорог. Нередко сочетается с выраженными психоэмоциональными нарушениями 一 аффективным поведением, агрессивностью, вспыльчивостью и т.д.

Симптомы

Симптомы ПТЭ начинают проявляться, как правило, не сразу, а спустя месяцы и даже годы после травмы. В большинстве случаев клиника включает в себя сразу несколько синдромов. Чаще всего пациенты жалуются на вялость, недостаток сил, снижение умственной и физической работоспособности, раздражительность, подавленность настроения и его неустойчивость.

Часто среди жалоб больных с ПТЭ превалируют симптомы сосудистых и эндокринных нарушений 一 устойчивое повышение или снижение артериального давления, тахикардию, сбои менструального цикла и половую дисфункцию у мужчин, снижение либидо. Характерны частые головные боли, трудно поддающиеся терапии, расстройства координации движений, головокружения, тошнота и т.д.

При церебрально-очаговом синдроме клиника зависит от локализации поражения: страдает чувствительность и моторика тех или иных участков тела, что проявляется в гиперестезии, частичных или полных параличах, эпизодах судорог. Возможно ухудшение слуха, зрения, дисграфия, речевые нарушения и т.д.

Посттравматическая энцефалопатия очень опасна не только своими проявлениями, но и последствиями, поэтому при любых ее симптомах необходима обязательная медицинская помощь с учетом состояния больного.

Осложнения

Отсутствие адекватного, вовремя начатого лечения приводит к усугублению симптомов ПТЭ и развитию стойких расстройств, характер которых зависит от ведущего синдрома. Возможно развитие сердечно-сосудистой недостаточности,гипертонической болезни, ухудшение когнитивных способностей, стойкое нарушение биологических часов, развитие стойкой бессонницы, головных болей.

Значительно снижается качество жизни больных, падает работоспособность вплоть до невозможности работать, как умственно, так и физически. Теряются поведенческие и социальные навыки, вплоть до полной дезадаптации и социальной изоляции. Этому способствуют как выраженные психические нарушения, так и стойкое ухудшение когнитивных способностей.

Крайне важно вовремя начать лечение ПТЭ и проводить периодическую реабилитацию от этого зависят темпы и уровень восстановления больного, а также качество его жизни в дальнейшем.

Лечение посттравматической энцефалопатии

Лечение ПТЭ проводится консервативно и включает в себя медикаментозную коррекцию имеющихся нарушений. В зависимости от симптоматики назначают нейропротекторные, витаминные, антиоксидантные, ноотропные, седативные и другие препараты. Применяются физиопроцедуры, ЛФК, массаж, психотерапия и т.д.

Не менее важной в лечении посттравматической болезни мозга является реабилитация больных. Именно она позволяет полноценно восстановить нарушенные функции организма, повысить качество жизни пациентов, сохранить их активность в социуме.

В клинике доктора Исаева в Москве проводится комплексная реабилитация больных с посттравматической энцефалопатией. Для этого используются современные высокоэффективные методики, основанные на принципах доказательной медицины. Наши врачи 一 специалисты экспертного уровня с многолетним опытом лечения больных неврологического и других сопутствующих профилей.

Чтобы обратиться к нам за помощью, позвоните по телефону 8 (495) 367-30-99 или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.

Обратитесь к нам уже сегодня 一 мы сможем позаботиться о вас!

Клиника доктора Исаева ждет вас!

Вопросы и ответы:

Лечат ли в вашей клинике посттравматическую энцефалопатию?

Мы проводим реабилитацию больных с нарушениями, вызванными черепно-мозговыми травмами, в том числе с посттравматической энцефалопатией. При этом используется широкий спектр терапевтических методик разного направления с учетом состояния больного.

Можно ли лечить ПТЭ, не ложась в клинику?

Если это сочтет возможным лечащий врач, терапия может проводиться в амбулаторных условиях. Однако в любом случае необходимо предварительное обследование пациента в клинике для точной оценки его состояния и подбора схемы лечения.

Опасна ли для жизни ПТЭ?

ПТЭ опасна своими последствиями и снижением качества жизни пациентов. Вызванные ею нарушения в тяжелых случаях могут приводить, в том числе, и к смерти, если лечение не было правильным или не было начато вовремя.

Статью проверил главврач клиники Петров Даниил Сергеевич

• Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!