Социальная адаптация подростков
- Возвращаем к здоровой жизни с 2013 года
- Лучшие специалисты с опытом более 10 лет
- Полная анонимность при оказании помощи
Возрастной период, именуемый подростковым, уникален и сложен, так как в это время растущий организм и формирующаяся личность находятся в биологическом и социальном кризисе. Именно в подростковом возрасте происходят основные перестроечные процессы в психике и возникают новые формы взаимодействия с социумом. Вследствие интенсивной социализации и физиологической перестройки могут в различных формах проявляться проблемы социальной и психологической адаптации подростков. В этой статье рассмотрим основной диапазон наиболее сложных проблем, характерных для подросткового кризиса и разберемся с факторами, оказывающими влияние на адаптивность подростков. Также мы расскажем об эффективных методиках диагностики социально-психологической адаптации подростков и программах коррекции, используемых в Клинике доктора Исаева и специализированном центре психосоциальной реабилитации и адаптации подростков, работающем по Программе Клиники.
Сложности социализации и расстройства адаптации могут возникать в любом возрасте, но все чаще специалисты в области ментального здоровья и педагоги обращают внимание на проблемы социальной адаптации ребенка, подростка. Особенно это касается ребят, находящихся в сложной жизненной ситуации и принадлежащих социально-уязвимым слоям населения. В Клинике психиатрии, психотерапии и наркологии доктора Исаева, а также в подростковом центре социальной адаптации подростков «Двойной Диагноз.Джуниор» с данной проблемой комплексно работают команды специалистов, используя современные методы диагностики, коррекции, клинической реабилитации психических больных, психологической адаптации и ресоциализации. Если ваша семья столкнулась с негативными проявлениями подросткового кризиса, обратитесь за помощью в клинику.
Получите бесплатную консультацию о социальной адаптации подростков прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
Особенности адаптации подростков, нарушения социальной приспособленности
Эксперты отмечают, что успех подростковой адаптации связан не только с возрастными особенностями и индивидуальными личностными характеристиками, но и с современными социальными вызовами. Поскольку сегодня наблюдается кризис во многих сферах общества, это не может не оказывать влияния на детей и подростков, ухудшая их способность успешно вливаться в социальный контекст. На фоне существующих проблем в подростковой среде возникает ряд негативных социальных осложнений. Наиболее актуальными считаются следующие проблемы адаптации подростков:
- Девиантное поведение (уходы из дома, хулиганство, мелкие кражи и другие поведенческие отклонения, противоречащие правовым и нравственным нормам общества и приводящие к изоляции, лечению или наказанию);
- Приобщение к употреблению психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков);
- Проявление иных форм саморазрушающего поведения (межличностные конфликты, агрессия и опыт насилия, селфхарм, рискованное сексуальное поведение, суицидальные мысли и попытки и т.п.);
- Проявление психических патологий (невротического, депрессивного характера).
Трудности социальной адаптации несовершеннолетних
Переход юношей и девушек ко взрослой жизни, приспособление к новым социальным ролям, изменившимся условиям и повышенным требованиям в части ответственности за свои действия – это сложный и многоэтапный процесс. Он требует глобальной перестройки потребностно-мотивационной сферы молодых людей, что сильно усложняется так называемым социальным инфантилизмом, характерным для подросткового возраста. С одной стороны подростки хотят, чтобы взрослые воспринимали их как равных, а с другой стороны в силу своей незрелости они оказываются не до конца способными самостоятельно выполнять реальные задачи, соблюдать поведенческие нормы и нести ответственность за свои поступки. Большинство адаптивных ситуаций возникает на фоне перехода в новое учебное заведение, при смене места жительства, рода деятельности и социального окружения.
- Адаптация подростка в коллективе сверстников
Успешное вхождение в социальную группу (коллектив сверстников), удачное приспособление к условиям общения в данной группе, в ходе которого формируются здоровое самосознание и ролевое поведение, а также развивается способность к самоконтролю, является важным условием социальной адаптации подростков. Этому могут мешать как подростковая личностная нестабильность и отсутствие развитых навыков коммуникации, так и наличие в коллективе деструктивных форм общения, и даже домашний микроклимат взаимоотношений в семье ребенка. На процесс адаптации подростков в новом коллективе также влияют такие факторы, как страх самовыражения и боязнь не соответствовать требованиям и внутренним законам коллектива.
- Социальная адаптация подростков в школе
Учеба является ведущей деятельностью подросткового возраста. Ребята могут ощущать эмоциональный дискомфорт, внутреннюю напряженность, настороженность, что приводит к дезадаптации. Так, если адаптация младших подростков обычно связана с уменьшением непосредственного родительского участия в их жизни и сменой социального окружения, то проблемы адаптации в группе заведения среднего профессионального или высшего образования вызваны интенсификацией нагрузок и повышенным стрессом, связанным с необходимостью постоянно принимать как интеллектуальные, так и личностные решения. На успех школьной адаптации могут влиять общая тревожность, чувствительность к оценке окружающими своей внешности и способностей, проблемы и страхи в отношениях с преподавателями, школьный буллинг.
- Адаптация подростков в обществе
Принятие норм, правил поведения в обществе, способность к самообслуживанию, формирование адекватных связей с окружающими, максимальное включение в общественную жизнь являются условиями успешной социально-психологической адаптации подростков. Не усвоив и не приняв социальный опыт, полученный в коллективе сверстников, в школе и ВУЗе, молодой человек не достигнет определенной зрелости, позволяющей ему вступить в общественную жизнь в качестве активной силы.
Нарушение социальной адаптации подростка – личностные характеристики
Молодым людям, которым не удается успешно социализироваться в среде сверстников, учебном заведении и вообще в социуме, свойственны следующие черты:
- неудовлетворенность нормами и ценностями социальной группы, в которой они находятся;
- отсутствие возможности самовыражаться и реализовываться в общесоциальной деятельности;
- отсутствие признания в группе;
- неспособность и нежелание считаться с коллективными интересами;
- сложности с установлением длительных межличностных контактов с ровесниками и взрослыми;
- неадекватная самооценка;
- отсутствие здоровой самокритики;
- неспособность конструктивно реагировать на острые ситуации;
- отсутствие навыков эффективной психологической защиты.
Чтобы решить проблему социальной адаптации подростков, обеспечив достойные результаты, необходима ресоциализация. В общем смысле это явление означает восстановление либо изначальное формирование у человека, оказавшегося вне общества и установленных в нем норм и правил, стойких общественных связей и ролей. Говоря о ресоциализации подростков, мы подразумеваем процесс, основанный на ценностной переориентации, формировании социально-позитивного целеполагания и устойчивых стереотипов социально-позитивного поведения.
Диагностика социальной адаптации
В подростковом возрасте трудности в социальной адаптации могут быть обусловлены различными факторами:
- биологические (генетические и психофизиологические);
- психологические (акцентуированность характера, психопатологии);
- особенности черт личности (затянувшийся инфантилизм, склонность к агрессии, апатичность, тревожность, неадекватная самооценка);
- социально-педагогические (атмосфера внутри семьи, школьное воспитание).
У многих в подростковом периоде происходит социально-психологическая дезадаптация личности, что может проявляться девиантным и саморазрушающим поведением, а также психическими, психосоматическими и вегетативными расстройствами. В Клинике доктора Исаева используются современные диагностические инструменты для взрослых и подростков, позволяющие оценивать уровень социально-психологической адаптированности. Специалисты используют такие методики как социально-психологический опросник Роджерса, методику оценки коммуникативных и организаторских склонности Синявского/Федоришина, шкалу оценки тревожности Прихожан и другие.
Социально-психологическая адаптированность подростков – тест
Предлагаем модифицированную версию методики, используемой для самостоятельной диагностики адаптации подростков. В данной версии, ориентированной на подростковый контингент пользователей, содержатся высказывания о переживаниях, образе жизни, поведенческих привычках и мыслях человека. Каждое высказывание необходимо соотнести с собственным образом жизни, выбрав один из вариантов ответов. За ответы начисляются баллы в следующем порядке:
- «Это ко мне никак не относится» –1 балл
- «Это похоже на меня, но я не решаюсь однозначно отнести это к себе» – 2 балла
- «Да, это точно про меня» – 3 балла
Интерпретация теста
- 70-90 баллов – низкая вероятность психосоциальной дезадаптации;
- 91-130 баллов – есть отдельные признаки, указывающие на наличие проблем, связанных с нарушением адаптации детей и подростков; следует посоветоваться с подростковым психологом;
- 131-160 баллов – высокая вероятность социальной и психологической дезадаптации, что может выражаться в эмоциональном дискомфорте, уходе от проблем, эскапизме и утрате чувства контроля (доминировании или ведомости); необходимо записаться на прием к клиническому психологу или врачу-психотерапевту для диагностики состояния;
- 161-210 баллов – вы социально дезадаптированы, необходима срочная помощь специалистов в области ментального здоровья.
Реабилитация, как залог
успешного лечения
Гарантия длительной
ремиссии
Комплексная работа
специалистов
Полноценное
возвращение в социум
Восстановление
интересов в жизни
Узнать больше
Программа адаптации подростков
Специалистами Клиники Доктора Исаева разработана эффективная программа психологической реабилитации и социальной адаптации подростков, основными задачами которой являются:
- Повышение уровня адаптивности исходя из имеющегося социального опыта, личностных возможностей и психического состояния;
- Формирование позитивного отношение к себе и окружающему миру как в текущем моменте, так и в прошлом и будущем;
- Развитие в молодых людях терпимости и уважения к различных мнениям;
- Обучение техникам и навыкам снятия эмоционально-волевого напряжения;
- Профилактика употребления ПАВ и саморазрушающего поведения, пропаганда здорового образа жизни.
Наши программы позволяют ребятам провести переоценку текущих ценностей, принять новые роли, а также усвоить полезные знания и навыки взамен тем, что оказывали на подростков деструктивное воздействие.
Этапы реабилитации:
Мотивационная беседа на начало лечения
Обследование соматического состояния, исключение патологий психики
Назначение психофармакологических препаратов (при необходимости)
Комплексная программа реабилитации в стационаре
Социальная адаптация, помощь в обучении и трудоустройстве
Работа с семейной системой (совместно с членами семьи)
Постреабилитационное сопровождение
Полноценная жизнь!
Центры адаптации подростков в Москве
Частный психологический центр для подростков «Двойной Диагноз.Джуниор» (г. Москва) работает по программе Клиники психиатрии и лечения зависимостей доктора Исаева. Это специализированное закрытое учреждение для несовершеннолетних и молодежи, где внедрены наиболее эффективные подходы, основанные на принципах доказательной реабилитологии, и используются современные методы коррекции, учитывающие возрастные особенности участников. Специалисты и наставники РЦ «Джуниор» хорошо разбираются в проблемах пубертатного кризиса и умеют чутко реагировать на подростковые импульсы. В центре для подростков:
- созданы комфортные бытовые условия, идеальные для круглосуточного пребывания;
- обеспечен выход из зоны комфорта (много активностей, спорта, общения с психологами, групповых тренингов, есть время для самоанализа и личностной рефлексии);
- гарантируется защита от негативных внешних раздражителей;
- используется система социально-педагогической адаптации подростков, в основе которой известная Миннесотская модель;
- действует программа «Двойной Диагноз», адаптированная под возрастные критерии;
- отвергаются любые формы насилия, парни и девушки проходят процесс реабилитации и ресоциализации в дружелюбной среде;
- проводится активная работа с близкими;
- используются интегративные образовательные платформы для прохождения курса без отрыва от учебы.
Часто задаваемые вопросы
Почему в клинике и в центре адаптации трудных подростков большое внимание уделяется работе психологов с семьей?
Сложный мир подростка далеко не всегда понятен взрослому, но при этом остро нуждается в родительской поддержке. Близким важно чаще предлагать детям свою помощь, всячески поддерживать в освоении новых норм и правил, чтобы потом не тратить значительные усилия и средства на исправление подростковых ошибок. Многим взрослым мешают собственные психологические проблемы, на почве которых в семье формируются деструктивные паттерны поведения. Осознанно или нет, но именно семейная система формирует личность и стратегию самоутверждения в рамках социально-психологической адаптации детей и подростков. Наши специалисты ведут активную работу с семьями ребят, оказавшихся с сложной ситуации, поскольку без качественной семейной адаптации в подростковом возрасте невозможно достичь устойчивых результатов терапии.
Что такое личностная рефлексия, как она относится к подростковой адаптации?
Это одно из направлений, составляющих комплекс предполагаемых результатов, которые должны быть достигнуты в рамках программы адаптации несовершеннолетних и молодежи. Простыми словами это способность осознавать свои чувства, причины того или иного поведения, а последствий своих действий. Также высокий уровень сформированности рефлексии наряду с развитой адаптивностью, позитивным отношением к себе и хорошей коммуникативностью помогает в построении здоровых жизненных планов и выявлении перспективных путей саморазвития.
Что такое копинг-стратегии и как это связано с особенностями социальной адаптации подростков?
Под этим термином, имеющим англоязычные корни, подразумевают адаптивное, совладающее поведение (способность к психологическому преодолению). Ключевой задачей подобных стратегий является обеспечение и поддержание физического и психического благополучия, удовлетворенности человека социальными отношениями. В программах семейной адаптации и социализации для подростков специалисты активно используют элементы копинг-стратегий (например, для поиска социальной поддержки или избегания дезадаптивного поведения). Чтобы узнать об этом больше, свяжитесь с Клиникой ментального здоровья доктора Исаева.
Зачем курс социальной адаптации подростку, имевшему проблемы с алкоголем?
Согласно современной статистике, большинство зависимых начинают употреблять алкоголь и другие ПАВ в подростковом возрасте. Главное в работе с подростками не только разъяснить медицинские последствия употребления, но и донести всю информацию о социальных последствиях пагубного пристрастия. Известно, что для несовершеннолетних актуально не столько мнение врачей и других взрослых, сколько мнение их возрастного окружения. Программный курс ресоциализации и адаптации для зависимых подростков имеет дискуссионный подтекст, позволяет вести комплексную работу в группе сверстников, где ребятам не навязываются однозначные выводы, а в процессе групповой работы можно свободно выражать свое мнение.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
Статьи по теме
АРТ – терапия
Курс арт-терапии в составе реабилитационного процесса является одним из инновационных методов, основанных на творческом подходе…
Подробнее
Транзактный анализ как метод реабилитации
В клинической практике психотерапевта-реабилитолога наряду с другими эффективными методами применяются приемы и техники одного из современных направлений психоаналитически ориентированной психотерапии – транзактного анализа…
Подробнее
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия как часть реабилитационного процесса весьма востребована в сфере оказания психотерапевтической помощи…
Подробнее
Кинотерапия
Фильмотерапия или кинотерапия в психологии – это методика коррекции и реабилитации пациентов с ментальными заболеваниями, химическими и нехимическими зависимостями с помощью просмотра фильмов…
Подробнее