+7 (495) 106-92-71 Круглосуточно. Без выходных
Москва, ул. Бабаевская, 6
+7 (495) 106-92-71 Круглосуточно. Без выходных
Круглосуточно. Без выходных
Статьи по темам
  • Психиатрическая помощь 24/7:
    прием, обследование, лечение
  • Срочный вызов: за 30 мин
    приедем в любой район Москвы
  • Специалисты с непрерывным
    стажем работы более 10 лет
  • 100% гарантия анонимности,
    не ставим на учет в ПНД
  • Являемся клинической базой
    для МГУ, РУДН, ФМБА, ММА

Социальная адаптация подростков

  • Возвращаем к здоровой жизни с 2013 года
  • Лучшие специалисты с опытом более 10 лет
  • Полная анонимность при оказании помощи
Содержание статьи:
Статью проверил
Наталевич Анастасия Михайловна
Старший психолог
26.10.2024
Статьи по темам

Социальная адаптация подростков Возрастной период, именуемый подростковым, уникален и сложен, так как в это время растущий организм и формирующаяся личность находятся в биологическом и социальном кризисе. Именно в подростковом возрасте происходят основные перестроечные процессы в психике и возникают новые формы взаимодействия с социумом. Вследствие интенсивной социализации и физиологической перестройки могут в различных формах проявляться проблемы социальной и психологической адаптации подростков. В этой статье рассмотрим основной диапазон наиболее сложных проблем, характерных для подросткового кризиса и разберемся с факторами, оказывающими влияние на адаптивность подростков. Также мы расскажем об эффективных методиках диагностики социально-психологической адаптации подростков и программах коррекции, используемых в Клинике доктора Исаева и специализированном центре психосоциальной реабилитации и адаптации подростков, работающем по Программе Клиники.

Сложности социализации и расстройства адаптации могут возникать в любом возрасте, но все чаще специалисты в области ментального здоровья и педагоги обращают внимание на проблемы социальной адаптации ребенка, подростка. Особенно это касается ребят, находящихся в сложной жизненной ситуации и принадлежащих социально-уязвимым слоям населения. В Клинике психиатрии, психотерапии и наркологии доктора Исаева, а также в подростковом центре социальной адаптации подростков «Двойной Диагноз.Джуниор» с данной проблемой комплексно работают команды специалистов, используя современные методы диагностики, коррекции, клинической реабилитации психических больных, психологической адаптации и ресоциализации. Если ваша семья столкнулась с негативными проявлениями подросткового кризиса, обратитесь за помощью в клинику.

Получите бесплатную консультацию о социальной адаптации подростков прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
+7 (495) 106-92-71
Получить помощь

 

Особенности адаптации подростков, нарушения социальной приспособленности

Эксперты отмечают, что успех подростковой адаптации связан не только с возрастными особенностями и индивидуальными личностными характеристиками, но и с современными социальными вызовами. Поскольку сегодня наблюдается кризис во многих сферах общества, это не может не оказывать влияния на детей и подростков, ухудшая их способность успешно вливаться в социальный контекст. На фоне существующих проблем в подростковой среде возникает ряд негативных социальных осложнений. Наиболее актуальными считаются следующие проблемы адаптации подростков:

  • Девиантное поведение (уходы из дома, хулиганство, мелкие кражи и другие поведенческие отклонения, противоречащие правовым и нравственным нормам общества и приводящие к изоляции, лечению или наказанию);
  • Приобщение к употреблению психоактивных веществ (табака, алкоголя, наркотиков);
  • Проявление иных форм саморазрушающего поведения (межличностные конфликты, агрессия и опыт насилия, селфхарм, рискованное сексуальное поведение, суицидальные мысли и попытки и т.п.);
  • Проявление психических патологий (невротического, депрессивного характера).

Трудности социальной адаптации несовершеннолетних

Переход юношей и девушек ко взрослой жизни, приспособление к новым социальным ролям, изменившимся условиям и повышенным требованиям в части ответственности за свои действия – это сложный и многоэтапный процесс. Он требует глобальной перестройки потребностно-мотивационной сферы молодых людей, что сильно усложняется так называемым социальным инфантилизмом, характерным для подросткового возраста. С одной стороны подростки хотят, чтобы взрослые воспринимали их как равных, а с другой стороны в силу своей незрелости они оказываются не до конца способными самостоятельно выполнять реальные задачи, соблюдать поведенческие нормы и нести ответственность за свои поступки. Большинство адаптивных ситуаций возникает на фоне перехода в новое учебное заведение, при смене места жительства, рода деятельности и социального окружения.

  • Адаптация подростка в коллективе сверстников

Успешное вхождение в социальную группу (коллектив сверстников), удачное приспособление к условиям общения в данной группе, в ходе которого формируются здоровое самосознание и ролевое поведение, а также развивается способность к самоконтролю, является важным условием социальной адаптации подростков. Этому могут мешать как подростковая личностная нестабильность и отсутствие развитых навыков коммуникации, так и наличие в коллективе деструктивных форм общения, и даже домашний микроклимат взаимоотношений в семье ребенка. На процесс адаптации подростков в новом коллективе также влияют такие факторы, как страх самовыражения и боязнь не соответствовать требованиям и внутренним законам коллектива.

  • Социальная адаптация подростков в школе

Учеба является ведущей деятельностью подросткового возраста. Ребята могут ощущать эмоциональный дискомфорт, внутреннюю напряженность, настороженность, что приводит к дезадаптации. Так, если адаптация младших подростков обычно связана с уменьшением непосредственного родительского участия в их жизни и сменой социального окружения, то проблемы адаптации в группе заведения среднего профессионального или высшего образования вызваны интенсификацией нагрузок и повышенным стрессом, связанным с необходимостью постоянно принимать как интеллектуальные, так и личностные решения. На успех школьной адаптации могут влиять общая тревожность, чувствительность к оценке окружающими своей внешности и способностей, проблемы и страхи в отношениях с преподавателями, школьный буллинг.

  • Адаптация подростков в обществе

Принятие норм, правил поведения в обществе, способность к самообслуживанию, формирование адекватных связей с окружающими, максимальное включение в общественную жизнь являются условиями успешной социально-психологической адаптации подростков. Не усвоив и не приняв социальный опыт, полученный в коллективе сверстников, в школе и ВУЗе, молодой человек не достигнет определенной зрелости, позволяющей ему вступить в общественную жизнь в качестве активной силы.

 

 

Нарушение социальной адаптации подростка – личностные характеристики

Молодым людям, которым не удается успешно социализироваться в среде сверстников, учебном заведении и вообще в социуме, свойственны следующие черты:

  • неудовлетворенность нормами и ценностями социальной группы, в которой они находятся;
  • отсутствие возможности самовыражаться и реализовываться в общесоциальной деятельности;
  • отсутствие признания в группе;
  • неспособность и нежелание считаться с коллективными интересами;
  • сложности с установлением длительных межличностных контактов с ровесниками и взрослыми;
  • неадекватная самооценка;
  • отсутствие здоровой самокритики;
  • неспособность конструктивно реагировать на острые ситуации;
  • отсутствие навыков эффективной психологической защиты.

Чтобы решить проблему социальной адаптации подростков, обеспечив достойные результаты, необходима ресоциализация. В общем смысле это явление означает восстановление либо изначальное формирование у человека, оказавшегося вне общества и установленных в нем норм и правил, стойких общественных связей и ролей. Говоря о ресоциализации подростков, мы подразумеваем процесс, основанный на ценностной переориентации, формировании социально-позитивного целеполагания и устойчивых стереотипов социально-позитивного поведения.

 

Диагностика социальной адаптации

В подростковом возрасте трудности в социальной адаптации могут быть обусловлены различными факторами:

  • биологические (генетические и психофизиологические);
  • психологические (акцентуированность характера, психопатологии);
  • особенности черт личности (затянувшийся инфантилизм, склонность к агрессии, апатичность, тревожность, неадекватная самооценка);
  • социально-педагогические (атмосфера внутри семьи, школьное воспитание).

У многих в подростковом периоде происходит социально-психологическая дезадаптация личности, что может проявляться девиантным и саморазрушающим поведением, а также психическими, психосоматическими и вегетативными расстройствами. В Клинике доктора Исаева используются современные диагностические инструменты для взрослых и подростков, позволяющие оценивать уровень социально-психологической адаптированности. Специалисты используют такие методики как социально-психологический опросник Роджерса, методику оценки коммуникативных и организаторских склонности Синявского/Федоришина, шкалу оценки тревожности Прихожан и другие.
 


 

Социально-психологическая адаптированность подростков – тест

Предлагаем модифицированную версию методики, используемой для самостоятельной диагностики адаптации подростков. В данной версии, ориентированной на подростковый контингент пользователей, содержатся высказывания о переживаниях, образе жизни, поведенческих привычках и мыслях человека. Каждое высказывание необходимо соотнести с собственным образом жизни, выбрав один из вариантов ответов. За ответы начисляются баллы в следующем порядке:

  • «Это ко мне никак не относится» –1 балл
  • «Это похоже на меня, но я не решаюсь однозначно отнести это к себе» – 2 балла
  • «Да, это точно про меня» – 3 балла

 

Пройдите онлайн-тест адаптация (подростки)

Мне неловко, когда приходится заговорить с малознакомым человеком

У меня нет желания раскрывать душу перед кем бы то ни было

Я предъявляю к себе высокие требования

Я часто ругаю себя за то, что сделал

Во многих ситуациях чувствую себя униженным

Сомневаюсь, что могу нравиться противоположному полу

У меня нет ни с кем теплых, дружеских, доверительных отношений

Я сдержанный и замкнутый человек, предпочитаю быть в стороне от коллектива

Мне свойственно винить в неудачах только себя

Чувствую, что не в моих силах что-либо изменить, любые усилия будут напрасны

Обычно я смотрю на вещи глазами сверстников

Не люблю следовать правилам

У меня нет особых убеждений и правил

Мне сложно вернуться к реальности, когда я о чем-то замечтаюсь

Часто «застреваю» на переживании обид, мысленно продумывая способы возмездия

Часто не контролирую себя

У меня часто портится настроение (накатывают хандра и уныние)

Меня мало волнуют проблемы окружающих, я сосредоточен на себе

В целом я недолюбливаю людей

Мне сложно открыто говорить о своих чувствах

Даже при большом скоплении народа мне может быть одиноко

Часто хочется все бросить, скрыться от всех

Мне сложно ладить с окружающими

Меня настораживает позитивное отношение окружающих

Я не слишком податливый человек, таких называют трудными в общении

Я резко критикую людей, если считаю их заслуживающими критики

Не всегда удается мыслить и совершать поступки самостоятельно

Кажется, меня никто не любит

Иногда меня посещают мысли, о которых я никому не расскажу

Я непривлекателен

Я беспомощен (мне необходимо, чтобы рядом всегда кто-то был)

Мне сложно принимать решения и следовать им

Даже когда я принимаю решение сам, это все равно происходит под влиянием окружающих

Часто испытываю чувство вины, иногда даже не понимая, в чем она состоит

Чувствую неприязнь ко всему окружающему

Как правило, мне сложно организовать себя, собраться, взять себя в руки

То, что радовало меня ранее, теперь стало безразличным

Когда злюсь, могу легко выйти из себя

Я часто ощущаю обиду на других

Я нетерпелив, порывист и несдержан

Не склонен доверять чувствам

Мне трудно быть самим собой с окружающими

Могу напридумывать лишнего, истолковать события на свой лад

Я нетерпим ко многим людям

Считаю, что как личность не интересен окружающим

Я стеснителен

Чтобы мне довести начатое до конца, меня нужно несколько раз подталкивать

В глубине души считаю всех ничтожествами

Я ничтожество

Постоянно переживаю о том, что думают обо мне другие

Я достоин всяческого презрения

Я ни на что не способен, меня не за что ценить

В сложных ситуациях предпочитаю отступить, т.к. боюсь трудностей

Подолгу не могу принять решение, а приняв, наконец, долго сомневаюсь в его правильности

Нередко пребываю в полной рассеянности

Я невезучий человек

Я неприятен другим

Может, внешне я норм, но как личность никому не нравлюсь

Я презираю противоположный пол и предпочту не ввязываться в отношения

Перед важной задачей меня охватывает страх, что не справлюсь

Легко обманываю, люблю преувеличить, прихвастнуть

Предпочитаю использовать агрессивные рычаги давления, чтобы заставить кого-то уступить

Я не уверен в себе

Обстоятельства часто вынуждают меня оправдываться

Я слишком мягкий человек

Я безвольный человек, за что презираю себя (но изменить ничего не могу)

Не привык рассчитывать на чью-то поддержку

Испытываю чувство внутренней несвободы

Меня никто не воспринимает всерьез, в лучшем случае просто терпят

Я беспокоюсь по поводу того, что мне нравится противоположный пол


 

Интерпретация теста
  • 70-90 баллов – низкая вероятность психосоциальной дезадаптации;
  • 91-130 баллов – есть отдельные признаки, указывающие на наличие проблем, связанных с нарушением адаптации детей и подростков; следует посоветоваться с подростковым психологом;
  • 131-160 баллов – высокая вероятность социальной и психологической дезадаптации, что может выражаться в эмоциональном дискомфорте, уходе от проблем, эскапизме и утрате чувства контроля (доминировании или ведомости); необходимо записаться на прием к клиническому психологу или врачу-психотерапевту для диагностики состояния;
  • 161-210 баллов – вы социально дезадаптированы, необходима срочная помощь специалистов в области ментального здоровья.

 

Реабилитация, как залог
успешного лечения
Гарантия длительной
ремиссии
Комплексная работа
специалистов
Полноценное
возвращение в социум
Восстановление
интересов в жизни
Узнать больше

    Я согласен с политикой персональных данных

     

    Программа адаптации подростков

    Специалистами Клиники Доктора Исаева разработана эффективная программа психологической реабилитации и социальной адаптации подростков, основными задачами которой являются:

    • Повышение уровня адаптивности исходя из имеющегося социального опыта, личностных возможностей и психического состояния;
    • Формирование позитивного отношение к себе и окружающему миру как в текущем моменте, так и в прошлом и будущем;
    • Развитие в молодых людях терпимости и уважения к различных мнениям;
    • Обучение техникам и навыкам снятия эмоционально-волевого напряжения;
    • Профилактика употребления ПАВ и саморазрушающего поведения, пропаганда здорового образа жизни.

    Наши программы позволяют ребятам провести переоценку текущих ценностей, принять новые роли, а также усвоить полезные знания и навыки взамен тем, что оказывали на подростков деструктивное воздействие.

     

    Этапы реабилитации:
    Мотивационная беседа на начало лечения
    Обследование соматического состояния, исключение патологий психики
    Назначение психофармакологических препаратов (при необходимости)
    Комплексная программа реабилитации в стационаре
    Социальная адаптация, помощь в обучении и трудоустройстве
    Работа с семейной системой (совместно с членами семьи)
    Постреабилитационное сопровождение
    Полноценная жизнь!

     

    Центры адаптации подростков в Москве

    Частный психологический центр для подростков «Двойной Диагноз.Джуниор» (г. Москва) работает по программе Клиники психиатрии и лечения зависимостей доктора Исаева. Это специализированное закрытое учреждение для несовершеннолетних и молодежи, где внедрены наиболее эффективные подходы, основанные на принципах доказательной реабилитологии, и используются современные методы коррекции, учитывающие возрастные особенности участников. Специалисты и наставники РЦ «Джуниор» хорошо разбираются в проблемах пубертатного кризиса и умеют чутко реагировать на подростковые импульсы. В центре для подростков:

    • созданы комфортные бытовые условия, идеальные для круглосуточного пребывания;
    • обеспечен выход из зоны комфорта (много активностей, спорта, общения с психологами, групповых тренингов, есть время для самоанализа и личностной рефлексии);
    • гарантируется защита от негативных внешних раздражителей;
    • используется система социально-педагогической адаптации подростков, в основе которой известная Миннесотская модель;
    • действует программа «Двойной Диагноз», адаптированная под возрастные критерии;
    • отвергаются любые формы насилия, парни и девушки проходят процесс реабилитации и ресоциализации в дружелюбной среде;
    • проводится активная работа с близкими;
    • используются интегративные образовательные платформы для прохождения курса без отрыва от учебы.

     
     

    Часто задаваемые вопросы

    Почему в клинике и в центре адаптации трудных подростков большое внимание уделяется работе психологов с семьей?
    Сложный мир подростка далеко не всегда понятен взрослому, но при этом остро нуждается в родительской поддержке. Близким важно чаще предлагать детям свою помощь, всячески поддерживать в освоении новых норм и правил, чтобы потом не тратить значительные усилия и средства на исправление подростковых ошибок. Многим взрослым мешают собственные психологические проблемы, на почве которых в семье формируются деструктивные паттерны поведения. Осознанно или нет, но именно семейная система формирует личность и стратегию самоутверждения в рамках социально-психологической адаптации детей и подростков. Наши специалисты ведут активную работу с семьями ребят, оказавшихся с сложной ситуации, поскольку без качественной семейной адаптации в подростковом возрасте невозможно достичь устойчивых результатов терапии.
    Что такое личностная рефлексия, как она относится к подростковой адаптации?
    Это одно из направлений, составляющих комплекс предполагаемых результатов, которые должны быть достигнуты в рамках программы адаптации несовершеннолетних и молодежи. Простыми словами это способность осознавать свои чувства, причины того или иного поведения, а последствий своих действий. Также высокий уровень сформированности рефлексии наряду с развитой адаптивностью, позитивным отношением к себе и хорошей коммуникативностью помогает в построении здоровых жизненных планов и выявлении перспективных путей саморазвития.
    Что такое копинг-стратегии и как это связано с особенностями социальной адаптации подростков?
    Под этим термином, имеющим англоязычные корни, подразумевают адаптивное, совладающее поведение (способность к психологическому преодолению). Ключевой задачей подобных стратегий является обеспечение и поддержание физического и психического благополучия, удовлетворенности человека социальными отношениями. В программах семейной адаптации и социализации для подростков специалисты активно используют элементы копинг-стратегий (например, для поиска социальной поддержки или избегания дезадаптивного поведения). Чтобы узнать об этом больше, свяжитесь с Клиникой ментального здоровья доктора Исаева.
    Зачем курс социальной адаптации подростку, имевшему проблемы с алкоголем?
    Согласно современной статистике, большинство зависимых начинают употреблять алкоголь и другие ПАВ в подростковом возрасте. Главное в работе с подростками не только разъяснить медицинские последствия употребления, но и донести всю информацию о социальных последствиях пагубного пристрастия. Известно, что для несовершеннолетних актуально не столько мнение врачей и других взрослых, сколько мнение их возрастного окружения. Программный курс ресоциализации и адаптации для зависимых подростков имеет дискуссионный подтекст, позволяет вести комплексную работу в группе сверстников, где ребятам не навязываются однозначные выводы, а в процессе групповой работы можно свободно выражать свое мнение.
    Получите консультацию прямо сейчас!
    Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
    +7 (495) 106-92-71
    Получить помощь
    Статьи по теме
    АРТ – терапия

    Курс арт-терапии в составе реабилитационного процесса является одним из инновационных методов, основанных на творческом подходе…

    Подробнее
    Транзактный анализ как метод реабилитации

    В клинической практике психотерапевта-реабилитолога наряду с другими эффективными методами применяются приемы и техники одного из современных направлений психоаналитически ориентированной психотерапии – транзактного анализа…

    Подробнее
    Гештальт-терапия

    Гештальт-терапия как часть реабилитационного процесса весьма востребована в сфере оказания психотерапевтической помощи…

    Подробнее
    Кинотерапия

    Фильмотерапия или кинотерапия в психологии – это методика коррекции и реабилитации пациентов с ментальными заболеваниями, химическими и нехимическими зависимостями с помощью просмотра фильмов…

    Подробнее
    Меню
    Позвонить Telegram WhatsApp
    Наверх