Эпидуральной гематомой называется скопление крови между внутренней поверхностью черепа и твердой оболочкой головного мозга. Патология всегда является следствием травмы. По данным статистики, эпидуральная гематома занимает от 1 до 1,5% в структуре всех последствий черепно-мозговых травм.

Причины эпидуральной гематомы

Как было сказано выше, гематома в эпидуральном пространстве всегда возникает вследствие механического воздействия. Чаще всего травме подвергаются височная или нижнетеменная области головы. Травма в большинстве случаев возникает от удара твердым тупым предметом, в результате падения или удара головой о твердые поверхности.

В результате повреждения костей черепа происходит отслоение от них твердой церебральной оболочки. Из-за возникшего разрыва сосудов происходит кровотечение со скоплением крови в образовавшемся пространстве.

В подавляющем большинстве случаев эпидуральная гематома встречается у людей молодого и среднего возраста. У детей младше 5 лет и лиц старше 60 лет патология встречается крайне редко в связи с тем, что в этом возрасте твердая оболочка головного мозга плотно спаяна с костями черепа.

По статистике, эпидуральная гематома встречается у мужчин в несколько раз чаще, чем у женщин. Патология может сочетаться с ушибом головного мозга и субдуральной гематомой.

Симптомы эпидуральной гематомы

Скопление крови над твердой мозговой оболочкой приводит к повышению внутричерепного давления и сдавливанию церебральных тканей. Клинически это может проявляться такими симптомами, как:

1. Потеря сознания недолгой продолжительности, после которой пострадавший приходит в себя. Отмечается оглушенное состояние, слабость, потеря ориентации во времени и пространстве, частичная потеря памяти о предшествовавших травме событиях.
  2. Головная боль, головокружение.
  3. Частичное выпадение сухожильных рефлексов, нарушение симметрии лица в области носогубных складок, непроизвольные колебательные движения глаз.
  4. Скованность и жесткость затылочных мышц, изменение тактильной чувствительности.
  5. Спустя 30-40 минут после прояснения сознания состояние больного резко ухудшается. Возникает усиливающаяся головная боль, тошнота, рвота, происходит резкое возбуждение психики, хаотичное двигательное и речевое беспокойство с последующим переходом в угнетение вплоть до коматозного состояния.
  6. Замедление пульса, повышение артериального давления.
  7. Частичный паралич лицевого нерва, сопровождающийся возникновением асимметрии лица, гипотония (ослабление) мышц руки на стороне, противоположной гематоме.
  8. Отсутствие зрачковых рефлексов со стороны полученной травмы.
  9. Частичный или полный паралич мышц конечностей или туловища.
  10. Явления анизокории (разный диаметр зрачков левого и правого глаза).

Возможны и другие, очаговые, симптомы, проявление которых зависит от локализации травмы и образовавшейся гематомы. Клинические признаки при этом всегда включают в себя расстройство сознания больного, неврологические и психические нарушения, а также поражения двигательной функции.

Симптоматика эпидуральной гематомы может широко варьировать в каждом индивидуальном случае, однако несомненно то, что врачебная помощь пострадавшему должна быть оказана, как можно раньше.

Последствия эпидуральной гематомы

Эпидуральная гематома 一 крайне опасное состояние, угрожающее жизни больного. Не оказанная своевременно помощь чревата смертельным исходом или тяжелой инвалидизацией больного. Вовремя выполненное лечение помогает спасти больному жизнь и предотвратить тяжелые осложнения.

После лечения эпидуральной гематомы больной нуждается в реабилитации, задача которой состоит в восстановлении и поддержании нарушенных функций. При отсутствии реабилитационных мер возможно развитие серьезных неврологических и психических расстройств, значительно ухудшающих качество жизни больного и приводящих к инвалидности.

Лечение эпидуральной гематомы

Консервативная терапия возможна лишь при незначительных размерах гематомы и отсутствии тяжелой симптоматики. В большинстве случаев эпидуральная гематома требует оперативного лечения с последующей консервативной терапией с целью восстановления неврологического статуса больного. При этом используется медикаментозное лечение с применением препаратов, улучшающих метаболизм в нервных клетках. В комплекс реабилитационных мер также включают лечебный массаж, упражнения ЛФК, физиотерапевтические процедуры и т.д.

Комплексная реабилитация после эпидуральной гематомы крайне важна для полноценного восстановления больного и играет не менее важную роль, чем оперативное лечение.

В клинике доктора Исаева проводится реабилитация больных с последствиями эпидуральной гематомы. Клиника оснащена современным медицинским оборудованием и комфортными палатами.

В штате наших врачей 一 высококлассные специалисты с многолетним опытом ведения больных с неврологическими нарушениями. В восстановлении используются индивидуально адаптированные программы с доказанной высокой эффективностью.

Исключительный профессионализм, применение передовых терапевтических методик позволяют нашим врачам добиваться прекрасных результатов даже в сложных клинических случаях.

Чтобы записаться на бесплатную консультацию и прием, а также получить ответы на интересующие вопросы, позвоните нам по телефону 8 (495) 367-30-99 или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.

Обратитесь к нам уже сегодня 一 мы сможем вам помочь!

Клиника доктора Исаева ждет вас!

Вопросы и ответы:

Может ли эпидуральная гематома стать причиной смерти?

Да, может, и риск летального исхода повышается, если больному не была вовремя оказана адекватная медицинская помощь.

Каковы прогнозы выживаемости при эпидуральной гематоме?

По данным статистики, примерно в 25% случаев эпидуральная гематома приводит к летальному исходу. При своевременно оказанной врачебной помощи этот показатель составляет 5-10%. Если патология сочетается с гематомой в субдуральном пространстве, а также при поздно оказанной медицинской помощи вероятность смертельного исхода намного выше (около 90%).

Вовремя проведенная операция и адекватная реабилитация больного значительно повышают шансы на успешное восстановление.

Можно ли самостоятельно оказать помощь больному при эпидуральной гематоме?

Нет, после травмы необходим экстренный вызов скорой медицинской помощи и никакие попытки самостоятельного лечения пострадавшего недопустимы.

Статью проверил главврач клиники Петров Даниил Сергеевич