Как известно, подростковый период характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни. Примерно в 11-12 лет начинается этап крутых перемен не только в физиологии, но и в психологии. Стремление к самостоятельности и экспериментам, негативизм и крах авторитетов, склонность к самоуверенности и бескомпромиссность осложняются недостатком житейского опыта и неустойчивым состоянием формирующейся психики. Наступает время, когда нужно нести ответственность за собственный выбор, решения и поступки. При этом уже не ребенок, но еще не вполне взрослый человек сталкивается с определенными трудностями, которые без грамотной поддержки могут привести к внутренним и социальным конфликтам.
Правильно организованная профилактическая и коррекционная работа психолога с подростком помогает справиться с кризисом, поверить в себя и приобрести уверенность в собственных силах. В этой статье поговорим о том, как специалисты по психологическому консультированию могут помочь ребятам в прохождении непростого периода, избежав многих ситуаций, связанных с так называемым проблемным взрослением. Кроме того, расскажем о плане, методах и формах работы психолога с подростками и их семьями.
Подростковый период – время значительных изменений в жизни человека. Он сопровождается неопределенностью, переживаниями и самыми разнообразными проблемами. Вступая в подростковый возраст, ребенок начинает трансформироваться во взрослого человека. Трансформация происходит постепенно и не всегда гладко. Изменения касаются следующих сфер:
На психофизиологическом уровне молодые люди могут испытывать дискомфорт, вызванный неустойчивостью эмоциональной сферы, возрастными особенностями высшей нервной деятельности, влиянием ситуативной тревоги. Все эти процессы протекают до 16-17 лет, а зачастую вплоть до наступления совершеннолетия и чуть дальше. Работа психолога с детьми и подростками касается, как правило, следующих сфер:
Оставлять подростка на стадии активного взросления один на один со своими проблемами недопустимо, ведь как минимум это чревато для него потерей важных социальных коммуникаций, а зачастую приводит к формированию деструктивной личности. Поэтому глубокая профилактическая работа психолога с подростками, индивидуальное психологическое консультирование и необходимая коррекционная работа при активном взаимодействии с семейной системой очень важны.
Фактор самооценки имеет серьезное значение для формирования личности. В подростковом возрасте ребятам свойственно сравнивать себя с поп-кумирами, значимыми взрослыми, более старшими сверстниками. На это дополнительно накладывается юношеский максимализм. Так, малейшая критика, даже высказанная объективно и без перехода на личности, может запустить тревогу: «Меня не принимают. Значит, я плохой, неполноценный». А поскольку подростковая психика находится на этапе формирования, молодой человек выбирает неадаптивные стратегии, чтобы справиться с переживаниями:
Работа психолога с агрессивным подростком, обесценивающим любую помощь со стороны близких и во всем действующим «от противного», должна начинаться как можно раньше. Дело в том, что при таком положении вещей высок риск развития невротических расстройств. Кроме того, психологическая дестабилизация без своевременной коррекции будет прогрессировать, осложняясь суицидальными проявлениями, сложными формами депрессии, химической зависимостью и другими девиациями.
Проблематика асоциального поведения в пубертатном периоде тесно связана с профилактикой и коррекцией девиантных поведенческих моделей. К ним относятся делинквентное (антиобщественное и противоправное), зависимое, агрессивное поведение, суицидальные тенденции, а также склонность к уходам из дома и бродяжничеству. Стремление к независимости, желание проявить себя миру взрослых приводит к нарушению границ, запретов и требований, проявлению агрессии по отношению к взрослым. Значимость получения одобрения со стороны формирует самооценку, а гормональные бури приводят к эмоциональной неустойчивости
Психологические исследования подростков в направлении работы психологов, специализирующихся на подростковых девиациях, выявили ряд особенностей их эмоционально-личностной сферы:
Социальная работа психолога с подростком с девиантным поведением направлена на развитие коммуникативных и социальных навыков, формирование положительной нравственной направленности личности обучение полезным навыкам саморегуляции и самоконтроля. Психолог может обучить техникам сброса негативных эмоций в социально-приемлемых формах и скорректировать тем самым агрессивное поведение. В работе с «трудными» подростками специалист опирается на принципы гуманизма (где исключаются любые формы принуждения), конфиденциальности (где полученная во время консультация информация не подлежит разглашению) и ответственности (где целью работы педагога-психолога с подростком является, прежде всего, достижение ментального и социального благополучия тинейджера).
Специалисты Клиники доктора Исаева успешно работают с подростковым контингентом, применяя индивидуальное психологическое консультирование, различные групповые форматы и коррекционную работу. Мы имеем дело с различными поведенческими расстройствами, в том числе, связанными с девиантным (отклоняющимся) поведением. По программам клиники в Москве работает современный реабилитационный центр, где сотням молодых людей уже помогли справиться с трудным периодом, научили противостоять негативным вызовам и успешно адаптировали к жизни в социуме.
Специалисты Клиники доктора Исаева в Москве используют следующие формы организации работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию и проживающими возрастной кризис: индивидуальные консультации, групповые занятия и консультирование членов семьи.
Индивидуальная консультативно-коррекционная работа представляет собой личные беседы, игровой формат обучения полезным навыкам. Работа с несовершеннолетними подразумевает обязательное установление глубоко доверительных отношений. Обычно подростки не проявляют особого доверия к взрослым, особенно если считают, что те не способны понять их проблемы и переживания. Поэтому при индивидуальном консультировании важно уметь наладить контакт с тинейджером, учесть его возрастные особенности в части формирования мировоззрения, продемонстрировать интерес к его жизни, помочь ему ощутить себя понятым и принятым.
При первой встрече вся работа направлена на то, чтобы разными методами (через беседу, психологические тесты, творческие задания) исследовать особенности личности. На первой консультации специалист помогает ребенку сформулировать запрос. В практике психолога-консультанта не редкость, когда у подростка запрос вообще отсутствует. Например, родители привели его к психологу, чтобы тот помог преодолеть лень и апатию, а в процессе общения выясняется, что тинейджера больше беспокоят трудности, связанные с дружеским общением. Необходимо быть готовыми к тому, что для поиска ключей к решению подростковых проблем понадобится не одна, а серия консультаций.
Групповая психологическая работа с подростками – это социально-психологические тренинги и коллективные беседы («круглые столы»), групповые консультации, обучающая психодиагностика. Особенностью подобных занятий является дискуссионный стиль общения, поскольку для ребят подросткового возраста важно быть услышанными. Такой формат способствует установлению атмосферы доверия, что позволяет затрагивать даже острые темы, обычно обсуждаемые подростками исключительно между собой. Доверительные отношения позволяют ребятам высказываться и выражать чувства открыто. Это помогает психологу эффективно работать с подростковым сознанием.
Зачастую родительское отношение к собственным детям является первопричиной проблемного взросления подростка. Именно поэтому без диалога с родными психологическая работа будет неполной. Родители, чьи дети сталкиваются с яркими проявлениями возрастного кризиса, должны быть готовы меняться сами. Так, никакие техники и приемы, направленные на коррекцию поведения школьника, склонного к агрессии, будут абсолютно непродуктивными без системной работы психолога с семьей подростка. Нередко родители должны активно включаться в процесс, чтобы обнаружить «спусковые крючки» неадекватного поведения сына или дочери в самих себе.
Индивидуальная работа со специалистом в области психологического здоровья – это длительная совместная деятельность, направленная на решение различных психоэмоциональных проблем. Запросы на такую работу могут быть самыми разными: научиться заводить друзей, избавиться от комплексов, победить зависимость, справиться с одиночеством, пережить возрастной кризис с наименьшими потерями для здоровья и т.д. План работы с подростком психолога включает в себя:
Психологическая работа с несовершеннолетними с суицидальным поведением направлена на то, чтобы создать условия для проработки реакций на болезненные переживания и снизить суицидальную активность, обеспечив выход на совладающее поведение. Индивидуальная программа работы психолога с подростком, имеющим суицидальные наклонности, представляет собой психологическое консультирование в рамках нескольких этапов:
На этапе кризисных интервенций необходимо согласие на получение такой помощи. В рамках работы психолога с подростками группы риска рекомендуется включение его в психологические группы тренинга навыков, что поможет скорректировать негативные эмоционально значимые ситуации, обучить способам эффективного социальным общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.
Прежде всего стоит помнить, что каждый человек уникален, и, не смотря на возраст, обладает личными особенностями и потребностями. Проводя сеансы психологического консультирования, специалисты Клиники Доктора Исаева учитывают индивидуальные характеристики каждого, находя уникальные ключики, позволяющие подросткам раскрыться и поделиться самым сокровенным. Наши психологи используют наиболее эффективные методики и подходы:
Чтобы выстраивать конструктивное общение с тинейджером, необходимо придерживаться следующих советов: