+7 (495) 106-92-71 Круглосуточно. Без выходных
Москва, ул. Бабаевская, 6
+7 (495) 106-92-71 Круглосуточно. Без выходных
Круглосуточно. Без выходных
Статьи по темам
  • Психиатрическая помощь 24/7:
    прием, обследование, лечение
  • Срочный вызов: за 30 мин
    приедем в любой район Москвы
  • Специалисты с непрерывным
    стажем работы более 10 лет
  • 100% гарантия анонимности,
    не ставим на учет в ПНД
  • Являемся клинической базой
    для МГУ, РУДН, ФМБА, ММА

Как строится работа психолога с подростками

  • Возвращаем к здоровой жизни с 2013 года
  • Лучшие специалисты с опытом более 10 лет
  • Полная анонимность при оказании помощи
Содержание статьи:
Статью проверил
Наталевич Анастасия Михайловна
Старший психолог
24.12.2024
Статьи по темам

Как строится работа психолога с подростками
Как известно, подростковый период характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни. Примерно в 11-12 лет начинается этап крутых перемен не только в физиологии, но и в психологии. Стремление к самостоятельности и экспериментам, негативизм и крах авторитетов, склонность к самоуверенности и бескомпромиссность осложняются недостатком житейского опыта и неустойчивым состоянием формирующейся психики. Наступает время, когда нужно нести ответственность за собственный выбор, решения и поступки. При этом уже не ребенок, но еще не вполне взрослый человек сталкивается с определенными трудностями, которые без грамотной поддержки могут привести к внутренним и социальным конфликтам.

Правильно организованная профилактическая и коррекционная работа психолога с подростком помогает справиться с кризисом, поверить в себя и приобрести уверенность в собственных силах. В этой статье поговорим о том, как специалисты по психологическому консультированию могут помочь ребятам в прохождении непростого периода, избежав многих ситуаций, связанных с так называемым проблемным взрослением. Кроме того, расскажем о плане, методах и формах работы психолога с подростками и их семьями.

Получите бесплатную консультацию о том как строится работа психолога с подростками прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
+7 (495) 106-92-71
Получить помощь

 

Психологическая работа с подростками – зачем она нужна

Подростковый период – время значительных изменений в жизни человека. Он сопровождается неопределенностью, переживаниями и самыми разнообразными проблемами. Вступая в подростковый возраст, ребенок начинает трансформироваться во взрослого человека. Трансформация происходит постепенно и не всегда гладко. Изменения касаются следующих сфер:

  • растет объем получаемой информации;
  • ребенок все чаще сталкивается с новым опытом;
  • заостряются отдельные черты характера;
  • начинает проявляться осознанность, приходящая на смену детскому мироощущению;
  • обостряются реакции на мнение окружающих, проявляется склонность к отрицанию авторитетов;
  • появляются первые элементы ответственности;
  • происходит гендерная самоидентификация.

На психофизиологическом уровне молодые люди могут испытывать дискомфорт, вызванный неустойчивостью эмоциональной сферы, возрастными особенностями высшей нервной деятельности, влиянием ситуативной тревоги. Все эти процессы протекают до 16-17 лет, а зачастую вплоть до наступления совершеннолетия и чуть дальше. Работа психолога с детьми и подростками касается, как правило, следующих сфер:

  • Социальное окружение – занимает ключевую позицию в перечне подростковых тревог. Ребята активно стремятся завести побольше новых друзей и найти достойное место в коллективе сверстников. Для них крайне важно оказаться принятыми микросоциумом, поэтому тинейджерам свойственно испытывать беспокойство по поводу внешности и личных достижений.
  • Профессиональный выбор – юноши и девушки старшего школьного возраста нередко испытывают на себе давление со стороны взрослых, которые слишком настойчиво стремятся определить будущее своих чад. Подобное давление может вызывать стресс, если молодой человек пока не сложил представления о своих предпочтениях.
  • Проблемы личного характера – первая влюбленность, взаимоотношения с родителями тоже часто приводят к психоэмоциональному напряжению.

Оставлять подростка на стадии активного взросления один на один со своими проблемами недопустимо, ведь как минимум это чревато для него потерей важных социальных коммуникаций, а зачастую приводит к формированию деструктивной личности. Поэтому глубокая профилактическая работа психолога с подростками, индивидуальное психологическое консультирование и необходимая коррекционная работа при активном взаимодействии с семейной системой очень важны.

 

Работа психолога с трудными подростками

Фактор самооценки имеет серьезное значение для формирования личности. В подростковом возрасте ребятам свойственно сравнивать себя с поп-кумирами, значимыми взрослыми, более старшими сверстниками. На это дополнительно накладывается юношеский максимализм. Так, малейшая критика, даже высказанная объективно и без перехода на личности, может запустить тревогу: «Меня не принимают. Значит, я плохой, неполноценный». А поскольку подростковая психика находится на этапе формирования, молодой человек выбирает неадаптивные стратегии, чтобы справиться с переживаниями:

  • Замкнутость (прекращение общения, асоциальное поведение);
  • Негативизм (пассивное сопротивление, обесценивание помощи со стороны родителей);
  • Агрессия (неадекватное поведение, активное отрицание).

Работа психолога с агрессивным подростком, обесценивающим любую помощь со стороны близких и во всем действующим «от противного», должна начинаться как можно раньше. Дело в том, что при таком положении вещей высок риск развития невротических расстройств. Кроме того, психологическая дестабилизация без своевременной коррекции будет прогрессировать, осложняясь суицидальными проявлениями, сложными формами депрессии, химической зависимостью и другими девиациями.

 

Социальная работа психолога с девиантными подростками

Работа психолога с трудными подростками
Проблематика асоциального поведения в пубертатном периоде тесно связана с профилактикой и коррекцией девиантных поведенческих моделей. К ним относятся делинквентное (антиобщественное и противоправное), зависимое, агрессивное поведение, суицидальные тенденции, а также склонность к уходам из дома и бродяжничеству. Стремление к независимости, желание проявить себя миру взрослых приводит к нарушению границ, запретов и требований, проявлению агрессии по отношению к взрослым. Значимость получения одобрения со стороны формирует самооценку, а гормональные бури приводят к эмоциональной неустойчивости

Психологические исследования подростков в направлении работы психологов, специализирующихся на подростковых девиациях, выявили ряд особенностей их эмоционально-личностной сферы:

  • низкая самооценка при искусственно сформированном ощущении повышенной значимости;
  • отсутствие коммуникативных навыков;
  • высокий уровень тревожности, внутреннего напряжения;
  • проявление демонстративных и возбудимых черт характера, эмоциональная неустойчивость, преобладание отрицательных эмоций (гнева, обиды, подавленности.

Социальная работа психолога с подростком с девиантным поведением направлена на развитие коммуникативных и социальных навыков, формирование положительной нравственной направленности личности обучение полезным навыкам саморегуляции и самоконтроля. Психолог может обучить техникам сброса негативных эмоций в социально-приемлемых формах и скорректировать тем самым агрессивное поведение. В работе с «трудными» подростками специалист опирается на принципы гуманизма (где исключаются любые формы принуждения), конфиденциальности (где полученная во время консультация информация не подлежит разглашению) и ответственности (где целью работы педагога-психолога с подростком является, прежде всего, достижение ментального и социального благополучия тинейджера).

Специалисты Клиники доктора Исаева успешно работают с подростковым контингентом, применяя индивидуальное психологическое консультирование, различные групповые форматы и коррекционную работу. Мы имеем дело с различными поведенческими расстройствами, в том числе, связанными с девиантным (отклоняющимся) поведением. По программам клиники в Москве работает современный реабилитационный центр, где сотням молодых людей уже помогли справиться с трудным периодом, научили противостоять негативным вызовам и успешно адаптировали к жизни в социуме.

 

 

Форматы работы педагога-психолога

Специалисты Клиники доктора Исаева в Москве используют следующие формы организации работы с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию и проживающими возрастной кризис: индивидуальные консультации, групповые занятия и консультирование членов семьи.

 

Индивидуальная работа психолога с подростками

Индивидуальная консультативно-коррекционная работа представляет собой личные беседы, игровой формат обучения полезным навыкам. Работа с несовершеннолетними подразумевает обязательное установление глубоко доверительных отношений. Обычно подростки не проявляют особого доверия к взрослым, особенно если считают, что те не способны понять их проблемы и переживания. Поэтому при индивидуальном консультировании важно уметь наладить контакт с тинейджером, учесть его возрастные особенности в части формирования мировоззрения, продемонстрировать интерес к его жизни, помочь ему ощутить себя понятым и принятым.

 

Чего ждать от первой консультации

При первой встрече вся работа направлена на то, чтобы разными методами (через беседу, психологические тесты, творческие задания) исследовать особенности личности. На первой консультации специалист помогает ребенку сформулировать запрос. В практике психолога-консультанта не редкость, когда у подростка запрос вообще отсутствует. Например, родители привели его к психологу, чтобы тот помог преодолеть лень и апатию, а в процессе общения выясняется, что тинейджера больше беспокоят трудности, связанные с дружеским общением. Необходимо быть готовыми к тому, что для поиска ключей к решению подростковых проблем понадобится не одна, а серия консультаций.

 

Работа психолога с группой подростков

Групповая психологическая работа с подростками – это социально-психологические тренинги и коллективные беседы («круглые столы»), групповые консультации, обучающая психодиагностика. Особенностью подобных занятий является дискуссионный стиль общения, поскольку для ребят подросткового возраста важно быть услышанными. Такой формат способствует установлению атмосферы доверия, что позволяет затрагивать даже острые темы, обычно обсуждаемые подростками исключительно между собой. Доверительные отношения позволяют ребятам высказываться и выражать чувства открыто. Это помогает психологу эффективно работать с подростковым сознанием.

 

Работа психолога с родителями

Зачастую родительское отношение к собственным детям является первопричиной проблемного взросления подростка. Именно поэтому без диалога с родными психологическая работа будет неполной. Родители, чьи дети сталкиваются с яркими проявлениями возрастного кризиса, должны быть готовы меняться сами. Так, никакие техники и приемы, направленные на коррекцию поведения школьника, склонного к агрессии, будут абсолютно непродуктивными без системной работы психолога с семьей подростка. Нередко родители должны активно включаться в процесс, чтобы обнаружить «спусковые крючки» неадекватного поведения сына или дочери в самих себе.

 


 

План работы психолога с подростком

Индивидуальная работа со специалистом в области психологического здоровья – это длительная совместная деятельность, направленная на решение различных психоэмоциональных проблем. Запросы на такую работу могут быть самыми разными: научиться заводить друзей, избавиться от комплексов, победить зависимость, справиться с одиночеством, пережить возрастной кризис с наименьшими потерями для здоровья и т.д. План работы с подростком психолога включает в себя:

  • этап диагностики и установления доверительных отношений;
  • коррекционно-развивающую и просветительскую работу:
  • – обучение методам и приемам саморегуляции
    – проработка истинных причин, повлиявших на появление проблем
    – коррекция психологических нарушений
    – формирование общей психологической культуры;
  • консультативную работу с родителями.

 

Структура плана работы с суицидальным подростком
Установка контакта
Диагностика суицидального риска
Кризисная поддержка
Кризиснаяинтервенция
Консультирование ориентированное на повышение адаптации

 

Пример: план работы психолога с суицидальным подростком (кратко)

Психологическая работа с несовершеннолетними с суицидальным поведением направлена на то, чтобы создать условия для проработки реакций на болезненные переживания и снизить суицидальную активность, обеспечив выход на совладающее поведение. Индивидуальная программа работы психолога с подростком, имеющим суицидальные наклонности, представляет собой психологическое консультирование в рамках нескольких этапов:

  • установление контакта (в комфортной безопасной атмосфере психолог налаживает с подростком эмоциональную связь, во время беседы фокус внимания сосредоточен на подростковой проблеме, особое значение имеет установление равенства позиций, разговор ведется с позиции заботы);
  • диагностика суицидального риска (с целью уточнения степени суицидального риска, раскрытия суицидоопасных переживаний и разработки эффективных шагов социально-психологического сопровождения используется тактика постепенного расспроса, в котором специалист выясняет защитные и провоцирующие факторы, локализацию конфликта и другие ключевые моменты);
  • кризисная поддержка (осуществляется в рамках диалога, который способствует проговариванию конфликтной ситуации, вербализации переживаемых эмоций, снижению эмоциональной напряженности с переключением на рациональную часть);
  • кризисные интервенции (данный вид консультирования имеет неотложный характер, требует высокого уровня вовлеченности психолога в проблематику по данному случаю, нацелена коррекцию неадаптивных психологических установок с купированием суицидоопасных аффективных реакций);
  • консультирование, направленное на повышение адаптации (основой этапа является выявление неадаптивных установок, когнитивная перестройка, составление плана разрешения проблем, обучение навыкам конструктивного решения острых конфликтов).

На этапе кризисных интервенций необходимо согласие на получение такой помощи. В рамках работы психолога с подростками группы риска рекомендуется включение его в психологические группы тренинга навыков, что поможет скорректировать негативные эмоционально значимые ситуации, обучить способам эффективного социальным общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

 

Психологические методы работы психолога с подростками

Прежде всего стоит помнить, что каждый человек уникален, и, не смотря на возраст, обладает личными особенностями и потребностями. Проводя сеансы психологического консультирования, специалисты Клиники Доктора Исаева учитывают индивидуальные характеристики каждого, находя уникальные ключики, позволяющие подросткам раскрыться и поделиться самым сокровенным. Наши психологи используют наиболее эффективные методики и подходы:

  • КПТ-подход – основан на том, что чувства и поступки взаимосвязаны. С помощью когнитивно-поведенческой терапии можно менять негативные мысли и поведение, приводящие к жизненным конфликтам;
  • Подход системного мышления – подразумевает, что человек есть часть системы (большого социума и микросоциума – семьи). Работа психолога с подростками по методике системного мышления позволяет разобраться в сложных семейных и общественных взаимоотношениях, после чего найти способы решения;
  • Игровые методики – применяются для развития эмоционального интеллекта, тренинга социальных навыков. В игровом формате человека проще научить управлять эмоциями, налаживать контакты и легко выходить из трудных ситуаций;
  • Метод релаксации – помогает справляться со стрессом, тревожными переживаниями и другими негативными эмоциями.

 

Рекомендации для родителей

Чтобы выстраивать конструктивное общение с тинейджером, необходимо придерживаться следующих советов:

  • Используйте приемы ненасильственного общения (активно слушайте, будьте готовы к достаточно разным реакциям со стороны ребенка, избегайте речевой агрессии);
  • Выработайте единые правила и требования к подростку, донеся их до него в конструктивной и доверительной форме;
  • Откажитесь от физических наказаний как основного метода воспитания;
  • Вовлекайте подростка в полезную групповую деятельность (спортивные секции, клубы по интересам);
  • Учитесь применять психолого-педагогические меры в воспитании здоровой личности (помогайте развивать коммуникативные навыки, обучайте приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем, формируйте адекватную самооценку и т.д.);
  • Не бойтесь просить помощи у профессионалов, если понимаете, что своими силами не справляетесь. Записать ребенка к подростковому психологу в Клинику доктора Исаева на удобное время можно по телефону +7 (495) 106-92-71.

Реабилитация, как залог
успешного лечения
Гарантия длительной
ремиссии
Комплексная работа
специалистов
Полноценное
возвращение в социум
Восстановление
интересов в жизни
Узнать больше

    Я согласен с политикой персональных данных

     

    Часто задаваемые вопросы

    Какая причина формирования чувства неполноценности у подростков из-за внешности?
    Мнимые и реальные недостатки внешности в подростковом возрасте переживаются очень болезненно. Причиной снижения самоуважения, появление боязни заслужить плохую оценку со стороны окружающих являются особенности подросткового развития. В переходном возрасте ребенок может даже полностью не принимать себя, имея устойчивое чувство неполноценности. Если вы видите, что подросток страдает из-за непринятия собственной внешности (изолируется от сверстников, носит мешковатую одежду, сидит на диетах, увлекается селфхармом и т.д.), запишите его на консультацию к подростковому психологу Клиники д-ра Исаева.
    Какие диагностические методики у педагога-психолога в работе с трудным подростком?
    Для комплексной диагностики личности и выявления коммуникативных проблем существует ряд профессиональных методик, например: исследования на уровень самооценки и притязаний, тесты на оценку тревожности, опросники на определение типа личности, шкала оценки уровня депрессии, диагностические инструменты реагирования на кризисные и конфликтные ситуации и т.д. На основании полученных данных специалист может вникнуть в суть подростковой проблемы, какие «раны» он пытается лечить с помощью непринятия, активной агрессии, аутоагрессии.
    Как построена работа в РЦ «Двойной Диагноз» для подростков?
    В реабилитационном центре закрытого типа «Двойной Диагноз.Джуниор» созданы специальные условия, актуализирующие и внедряющие в подростковое сознание нормативные формы поведения, меняющие его текущий образ жизни. Комплексная работа ведется через виды деятельности, являющиеся мини-моделями социального взаимодействия: выполнение заданий, несение определенных функций (прототип роста в социуме), труд, физическая активность и забота о собственном здоровье, формирование здоровых отношений с семьей. В РЦ формируется стиль жизни, исключающий девиантное поведение. Чтобы узнать подробности о деятельности психологов и других специалистов центра для подростков, свяжитесь с Клиникой Исаева.
    Получите консультацию прямо сейчас!
    Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
    +7 (495) 106-92-71
    Получить помощь
    Статьи по теме
    Психологические тренинги для подростков

    В подростковом возрасте человек впервые начинает всерьез задаваться вопросами на темы, касающиеся выстраивания отношений с собой и с окружающим миром…

    Подробнее
    Социальная адаптация подростков

    Возрастной период, именуемый подростковым, уникален и сложен, так как в это время растущий организм и формирующаяся личность находятся в биологическом и социальном кризисе. Именно в подростковом возрасте происходят основные перестроечные процессы в психике и возникают новые формы взаимодействия с социумом…

    Подробнее
    Психологическое консультирование подростков

    Подростковый возраст относится к наиболее противоречивым и сложным этапам развития человека…

    Подробнее
    Психологическое обследование подростка: исследования, методики

    В подростковом периоде формируются черты характера, жизненные принципы, система ценностей и взглядов…

    Подробнее
    Меню
    Позвонить Консультация WhatsApp
    Наверх