Подростковый период не случайно называют переходным. Это этап больших перемен, который как мостик соединяет беззаботное детство и взрослую жизнь. В подростковом возрасте человек сталкивается не только с физиологическими изменениями, но и с некоторыми «взрослыми» требованиями, такими как самоконтроль, самостоятельность, умение принимать решения и нести за них ответственность. Психологические группы для подростков – это то, что помогает несовершеннолетним проживать сложные этапы в жизни, не чувствуя себя одинокими перед социальными вызовами и другими испытаниями, связанными с взрослением.
Подростковый возраст часто связан с дебютом психических расстройств, что вызвано целым рядом факторов, в том числе, гормональным развитием, окружающей средой и стрессами. Поэтому для подростков так важна психологическая поддержка. В этой статье мы поговорим о методе групповой психотерапии, разберемся в сути, целях и задачах данного подхода, узнаем подробнее, какие бывают группы психологической помощи подросткам, и в каких конкретно ситуациях участие в групповых занятиях может оказаться полезным. Также расскажем о том, в каких форматах психотерапевтическая поддержка оказывается специалистами Клиники доктора Исаева в Москве и реабилитационном центре для подростков, работающем по Программе клиники.
Получите бесплатную консультацию о проведении психологических групп для подростков прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
Психологическая подростковая группа – цели и задачи
Групповая терапия – подход, позволяющий небольшой компании людей предлагать поддержку и получать ее от других, а также практиковать новые модели поведения в поддерживающей и восприимчивой среде. У групповой терапии много преимуществ, которые выходят за рамки индивидуальной работы со специалистом в области психического здоровья. Отличие работы психолога с группой подростков в том, что общение происходит не один на один. Здесь каждый участник взаимодействует с ресурсом целой группы, которую составляют подростки со схожими проблемами.
Во время групповой терапии можно работать с самыми разными проблемами:
низкая самооценка;
сложности в общении со сверстниками, отсутствие друзей;
склонность к конфликтному поведению;
проблемы, связанные с контролем эмоций и пониманием чувств других;
погружение в виртуальную реальность, лудомания;
проживания горя, утраты;
ментальные расстройства (сегодня особенно востребованы психологические группы подростков с пищевой зависимостью, депрессией, тревожными расстройствами, химической зависимостью и игроманией).
С помощью метода групповой терапии достигаются следующие цели:
Выявление и признание деструктивных паттернов поведения, неадекватных эмоциональных реакций. У каждого участника свой уникальный опыт, что позволяет остальным посмотреть на проблему под другим углом зрения и попытаться трансформировать негативные установки в позитивные.
Развитие навыков саморегуляции, интеграция в социум. Возможность эффективно и безопасно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми достигается посредством обучения – подростки учатся распознавать эмоции и выражать их приемлемыми способами, удерживая контроль над чувственной сферой.
Развитие эмпатии и поддержка. Групповая терапия позволяет не чувствовать себя одинокими, учит состраданию, сопереживанию и взаимоподдержке.
В ходе занятий психологической подростковой группы могут решаться следующие задачи:
Формирование здоровой системы ценностей;
Переосмысление негативного опыта;
Понимание и умение распознавать связь между психологическим и физическим состоянием;
Обучение навыками саморегуляции;
Преодоление фобий, страхов, аддикций;
Умение управлять стрессом, тяжелыми травмирующими воспоминаниями;
Обучение навыкам выстраивания личных границ и здорового социального взаимодействия.
Группы психологической поддержки подростков являются безопасным пространством с дружелюбной атмосферой, где ребята могут обсуждать волнующие их темы, узнавать как справляться с социофобией, больше о себе и окружающих, учиться слышать и пытаться понять других и экологично выражать собственные эмоции и чувства.
Существуют различные форматы психологических групп, которые отличаются по структуре, методам работы и целям, которые могут быть достигнуты с их помощью:
Группы поддержки. Их ключевой целью является предоставление подросткам пространства, где они могут делиться своими переживаниями с теми своими ровесниками, кто переживает похожие проблемы. Это помогает чувствовать себя менее одиноким, создавая ощущение общности и взаимной поддержки.
Группа тренинга навыков. Они направлены на тренировку навыков (общения, управления эмоциями, реагирования на триггеры и так далее). В таком формате взаимодействие психолога группы с подростками происходит посредством дискуссии, ролевых игр, практических упражнений.
Психообразовательные группы. Нацелены на предоставлении ребятам в доступной форме информации о ментальном здоровье, социальных навыках, развитии личности. По сути, дают знания для лучшего понимания себя и окружающих.
Терапевтические группы. Помогают ребятам лучше понять себя, собственные чувства и эмоции, найти разные варианты взаимодействия с окружающими. Основной акцент в терапевтических групповых занятиях делается на процессе, а не на упражнениях, что требует наличия у участников определенного уровня осознанности, эмоциональной регуляции и рефлексии. Подходящий вариант для подростков старшего возраста.
Арт-терапевтические (креативные) группы. Дают возможность для выражения собственных чувств и переживаний через творчество (изобразительное искусство, театральные постановки, пантомима и так далее). Такие группы максимально полезны тем, кто испытывает затруднения при вербальном выражении эмоций.
Группы для подростков в Москве
В реабилитационных центрах, работающих по программам Клиники Доктора Исаева, оказывается комплексная психологическая поддержка взрослым и подросткам. Специалисты, работающие с подростковым контингентом, – грамотные психологи с большим опытом, при поддержке которых ребята получают возможность открыто говорить о своих переживаниях в кругу сверстников, чувствуя, что они не одиноки в своих проблемах, и получая надежду на лучшее. Например, подростковый центр реабилитации «Двойной Диагноз» специализируется только на работе с несовершеннолетними и молодежью до 21 года.
Задача ведущего – обеспечить подростку физические и психологически безопасное пространство для конструктивного общения со сверстниками, где можно предложить к обсуждению волнующие вопросы, получить обратную связь и узнать, как справляются со своими проблемами другие ребята. При ведении психологической группы наши специалисты используют различные методические инструменты:
Групповая дискуссия – ребята свободно общаются, обсуждая ситуацию конкретного участника или ситуацию внутри своего сообщества, проявляя эмпатию и получая практический коммуникативный опыт. Обсуждения могут быть как спонтанными, так и запланированными.
Символрама – представляет собой инсценировку определенных ситуаций с проигрыванием ролей, где участники взаимодействуют друг с другом, реагируя определенными эмоциями и поведением. Затем следует коллективное обсуждение сценки с переосмыслением похожих личных ситуаций. Эта методика помогает менять негативные установки на позитивные.
Психогимнастика. Метод основан на активностях, реализуемых в пантомиме и движениях, без использования слов. После подготовки участники концентрируются на волнующих моментах (своих и других участников), а затем следует обсуждение «прозвучавших» ощущений, чувств и эмоций, делаются выводы. Психологическая гимнастика помогает развитию навыков общения и эмоционального интеллекта.
Проективный рисунок на заданную тему. Помогает определить характеры и эмоциональное состояние участников. С помощью рисунка ребята могут выражать переживания, а затем обсудить результаты и поделиться своими мыслями и эмоциями.
Музыкотерапия. С помощью музыки (прослушивания или музицирования) также можно проявлять эмоции, самовыражаться и заряжаться позитивом.
Как правило, различные методики ведения групп психологической поддержки подростков используются в комплексе. Если специалист видит в этом целесообразность, допустимо также изолированное использование отдельных инструментов.
Доклиническая
потребность проводить максимум времени в сети или играть проявляется, но проявлений аддикции еще нет. Переключить внимание подростка на другое интересное дело, альтернативные формы активности пока возможно. Доклиническая стадия относительно легко обратима, если не пускать ситуацию на самотек.
Клинические изменения
подросток ищет возможность посещать соцсети или играть в онлайн-игры как можно чаще, другие интересы и увлечения в его наборе приоритетов начинают заметно проигрывать. Чтобы не упустить переломный момент, нужно действовать решительно и создать достойную альтернативу интернету. Чаще всего без участия опытного психолога здесь не обойтись.
Клиническая зависимость
пациент уже не способен с легкостью оторваться от игры или соцсетей, даже если сам этого хочет. Дело в том, что в состоянии сформировавшейся зависимости все мысли и планы подростка так или иначе соединены с виртуальной реальностью. Проявляется синдром отмены: тревожность, подавленность, агрессия из-за невозможности играть или часами бродить по сети. На этой стадии уже необходима грамотная помощь психотерапевта.
Стадия структурных изменений личности
подросток полностью выпадает из социума, становится абсолютно безразличен к собственному внешнему виду (что совершенно несвойственно людям в этом возрасте), его не радует ничего из прежних радостей, на любые попытки окружающих отвлечься реагирует крайне агрессивно. На стадии десоциализации необходимо срочное лечение и реабилитация в центре для зависимых подростков.
Наши специалисты
Наталевич Анастасия Михайловна
Старший психолог
11 лет стажа
Клинический психолог, гештальт-терапевт, семейный психолог. Работает с неврозами, депрессиями, навязчивыми состояниями, различными формами зависимого поведения
Подробнее
Морозова Евгения Владимировна
Психолог
17 лет стажа
Ведущий специалист по психологическому сопровождению зависимых и их родственников. Специалист по телесно-ориентированной терапии
Подробнее
Васина Мария Евгеньевна
Психолог
13 лет стажа
Психолог, гештальт-терапевт. Работает с зависимым и созависимым поведением, помогает людям с различными формами невротических отношений
Подробнее
Радзюк Ольга Геннадьевна
Клинический психолог
19 лет стажа
Клинический психолог, гештальт терапевт, юнгианской аналитик. Работает с различными формами зависимого и созависимого поведения, депрессии, ПТСР, кризисы, утраты
Подробнее
Занятия и этапы
По своей сути группа – это уменьшенная модель большого социума. Участники переносят опыт общения в ней на свою настоящую жизнь в обществе. Как и социум, ни одна группа психологической помощи для подростков или взрослых не является статичной. Она переживает трансформации под влиянием внутренних и внешних процессов, изменений в состоянии участников и прочих факторов. Можно выделить следующие этапы групповой терапии подростков:
I этап – происходит работа над собой у каждого участника, отслеживается его состояние и динамика изменений.
II этап – в ходе межличностного взаимодействия разрешаются конфликты, иногда даже те, что казались неразрешимыми (ведущий-психолог выступает в роли направляющего и одновременно участвующего лица).
III этап – группа становится единым многогранным организмом за счет того, что участники сонастраиваются между собой, но каждый при этом сохраняет индивидуальность.
Групповая терапия в подростковом возрасте признана уникальной и мощной формой психологической поддержки. Она не только способствует решению актуальных проблем подростков, но и помогает формировать ценные навыки, учит понимать себя и строить здоровые отношения с окружающими. В работе психолога с группой подростков много плюсов:
Позволяет выйти из режима самоизоляции;
Дарит участникам ощущение сопричастности, поддержки коллектива;
Вдохновляет;
Не принуждает (можно какое-то время оставаться пассивным наблюдателем);
Помогает поменять отношение к чему-либо через призму чужого опыта;
Позволяет отработать коммуникативные навыки в безопасной терапевтической среде;
Допускает анонимное участие.
В наших реабилитационных центрах работают психотерапевтические группы для пациентов различного профиля. Так, в РЦ «Двойной Диагноз. Джуниор» оказывается помощь подросткам и молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Врачи, психологи, психотерапевты, аддиктологи и другие специалисты ежедневно помогают молодым пациентам с сочетанными нарушениями психики. Чтобы получить реальную помощь, звоните:+7 (495) 106-92-71.
Варианты лечения
Консультация специалиста от 4 000 ₽ за прием
Стационарное лечение от 7 500 ₽ за сутки
Реабилитация от 3 300 ₽ за сутки
у нас организована круглосуточная «горячая линия», обратившись на которую, вам ответят на вопросы, связанные с лечением ваших заболеваний, организуют прием у доктора;
у нас организован круглосуточный прием доктора психиатра, что позволяет оказать неотложную помощь в любое время;
консультация доктора психиатра – это комплексная первичная помощь пациенту, она длится до 2-х часов и призвана не только ответить на ваши вопросы, но и поставить или уточнить диагноз, назначить лечение и указать вектор ваших дальнейших действий;
на данном этапе вы получаете достаточно четкий план и прогноз по вашему заболеванию.
Вам необходимо сделать этот первый шаг, если вы начали чувствовать дискомфорт или наблюдаете изменения у ваших близких людей!
от 4 500 ₽
это самая эффективная помощь при любых видах психиатрических проблем;
для некоторых диагнозов данный вид лечения безальтернативен ввиду тяжести ситуации и серьезности оказываемой терапии;
мы организовали стационарное лечение в клинике исходя из принципов «фокусировки на интересах пациента»;
мы предоставляем круглосуточный мониторинг основных показателей, надзор за состоянием пациента;
мы предоставляем комфортные палаты с четырехразовым питанием;
мы предоставляем нашу клиническую базу высококвалифицированных докторов-практиков, методик и лучших препаратов;
мы сделали стоимость приемлемой, удобной и демократичной.
Одна неделя стационара может заменить до трех-четырех месяцев «домашнего лечения»! Приблизьте себя к результату!
от 6 900 ₽
в реабилитации мы применяем индивидуальный подход к каждому пациенту и составляем персонализированный план реабилитации;
реабилитация в наших центрах базируется на концепции терапевтического сообщества;
с реабилитантами работают квалифицированные специалисты в области наркологии и психиатрии, которые ежедневно проводят лекции и занимаются их психообразованием;
мы помогаем сформировать устойчивые здоровые привычки и наработать навыки для успешной адаптации в обществе;
в стоимость включено трехразовое питание и все для комфортной жизни. Есть возможность одноместного размещения;
мы предоставляем дополнительные услуги, которые могут помочь в реабилитации: йога, спортивный зал, бассейн, массаж и т.д.;
мы создаем благоприятную и дружественную реабилитационную атмосферу, где вы получите поддержку и понимание.
Чем раньше вы обратитесь к специалистам и начнете реабилитацию, тем быстрее и качественнее вы придете к видимым положительным результатам и начнёте жить здоровую счастливую жизнь!
от 2 900 ₽
Часто задаваемые вопросы
Где в Москве найти подходящую платную психологическую группу для подростка?
Многие частные клиники и дружественные им реабилитационные центры сегодня разрабатывают групповые программы для подростков. При выборе следует отдавать предпочтение тем, что специализируются на работе с молодежью, а специалисты владеют современными методами и подходами. Один из ведущих в Москве РЦ, чьи программы разработаны экспертами Клиники доктора Исаева и одобрены институтом Сербского, – это реабилитационный центр для несовершеннолетних и молодежи «Двойной Диагноз. Джуниор». Здесь ребятам гарантируется атмосфера безопасности, которая позволяет максимально раскрыться всем участникам реабилитационного процесса. В программах используются когнитивно-поведенческая терапия, схема-терапия, психоанализ, арт-терапия, гештальт-подход и другие методики и подходы.
Подходят ли групповые занятия для подростка с тяжелой социофобией?
Несмотря на все плюсы групповой работы, такой формат подходит не всем и не всегда. На отдельных этапах лучше рассмотреть индивидуальные занятия с подростковым психологом. Например, программы реабилитации в РЦ «Джуниор» сочетают в себе различные методики и форматы, включая индивидуальные занятия психолога с подростками, группы и семейные сессии. У одних ребят могут быть очень глубокие личностные проблемы, которые сложно проработать в группе, другие испытывают серьезные трудности социального взаимодействия или регуляции. Тогда стоит начать с индивидуальной работы. Вы можете записать подростка на разовую консультацию к клиническому психологу Клиники доктора Исаева. Это поможет лучше понять основной запрос молодого человека, определить проблему и сразу получить помощь и рекомендации.
Как в рамках психологической поддержки вы помогаете семье в целом?
Психическое здоровье подростка влияет на всю семью, поэтому близким важно не забывать о себе и обращаться за поддержкой, особенно, если у ребенка психическое расстройство или двойная патология. Вы обязаны оставаться сильными, поэтому должны подумать о встречах с семейным психологом отдельно, без участия сына или дочери. Специалист в области психического здоровья может помочь справиться со стрессом, чтобы родители имели силы быть максимально эффективными и полезными в борьбе с подростковыми проблемами.
При анорексии, булимии, компульсивном переедании помогут психологические группы?
Расстройства пищевого поведения часто проявляются в подростковом возрасте, но часто симптомы РПП остаются незамеченными и вовремя не лечатся, потому что родители не распознают предупреждающие признаки. Если ребенок излишне самокритичен по поводу своей внешности, пропускает приемы пищи, постоянно мерзнет, у него сухая кожа, он скрывает тело под мешковатой одеждой, часто уединяется сразу после еды, в его комнате вы находите большое количество спрятанных упаковок из-под еды, – это повод забить тревогу. Никакой агрессии, строгих разговоров и наказаний. Пищевая зависимость – серьезное психическое расстройство, требующее комплексного лечения. Нужно спокойно сообщить ребенку, что вас волнует его состояние и предложить встретиться с подростковым психологом. После активного лечения, направленного на восстановление физической формы, обязательно нужна будет проработка в психологической группе подростков с пищевой зависимостью. Узнать подробности можно у специалистов колл-центра Клиники доктора Исаева.
Может ли подросток, страдающий глубоким тревожным расстройством, участвовать в групповых занятиях?
Да, в нашем РЦ «Двойной Диагноз. Джуниор» создаются специальные мини-группы для подростков-социофобов и тех, кто страдает от повышенной тревожности. В безопасной среде под контролем опытного специалиста ребята борются с симптомами расстройства, приобретают и тренируют полезные навыки общения.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
Нервный тик (тикозный гиперкинез) – это непроизвольный и неожиданный спазм ограниченной группы мышц либо повторяющиеся движения, внешне напоминающие целенаправленные либо рефлекторные…
Стрессовые ситуации в современной жизни неизбежны. Эксперты заявляют, что трое из четырех взрослых людей сталкиваются с серьезными последствиями для здоровья, связанными со стрессом…
Несмотря на усилия педагогов, психологов и других специалистов, работающих с молодежью, многие семьи знакомы с такими проблемами, как систематические уходы несовершеннолетних из дома…
Самоповреждающее поведение, не связанное напрямую с суицидальными намерениями, бывает и среди взрослых людей, но чаще всего в практике психолога и врача-психиатра встречаются эпизоды самоповреждения среди подростков…