Слово «депривация» сегодня многим известно. Оно означает нехватку, дефицит или полное отсутствие чего-либо. Следовательно, эмоциональная депривация означает недостаток эмоциональных реакций от значимых людей, неудовлетворение эмоциональных потребностей человека. Татьяна Метелёва, клинический психолог. руководитель реабилитационной программы наркологической и психиатрической Клиники доктора Исаева помогла разобраться подробнее в этом понятии.
Все мы нуждаемся в любви, признании, одобрении, поощрении — в позитивно окрашенных взаимоотношениях.
К примеру, когда мы делимся радостью с близким человеком, мы хотим увидеть в его глазах эмоциональную реакцию — что он тоже рад за нас. И наоборот, в моменты грусти или отчаяния мы ждем сопереживания, поддержки.
Эмоциональная депривация — это отсутствие описанных эмоциональных реакций в виде одобрения или сопереживания, исходящих от близких людей.
Если эмоциональные потребности взрослого человека не удовлетворяются в каких-либо взаимоотношениях, то с большой долей вероятности, рано или поздно он перестанет их поддерживать. В детстве ребенок не может отказаться от поведенческих моделей, которые предлагают родители, и становится заложником принятых в семье сценариев взаимодействия.
Каждая семья уникальна, в ней есть свои гласные или негласные правила, границы, особенности взаимодействия. И даже реакция на проявление эмоций у детей будет разной.
Зачастую эмоциональная депривация является следствием травмированности родителей, которые не считают важным или не умеют отвечать на эмоциональные потребности ребенка. Родители так или иначе демонстрируют, что какие-то эмоции не стоит переживать, проживать, а тем более проявлять — например, отрицательные.
Бывает, что в семье принят некий идеал «дружной семьи», на который все стараются ориентироваться
Любые эмоции, которые выходят за рамки этого семейного мифа, воспринимаются нежелательными: запрещено злиться друг на друга, нельзя не только выражать, но и испытывать отрицательные чувства. Одобряются только любовь, радость, поощрение и прочее.
Конечно, у ребенка, как и у любого человека, эмоциональный мир достаточно богат, в нем могут быть и раздражение, и злость, и зависть. Когда он негласно получает запрет на такого рода эмоции — это также разновидность эмоциональной депривации. По сути, он ощущает потребность выражать, к примеру, какие-то негативные эмоции, но ему это запрещается.
Люди, которые столкнулись с эмоциональной депривацией, с большим трудом ориентируются в своей эмоциональной сфере. Им сложно осознавать свои эмоциональные потребности и определять чувства, которые они испытывают
Зачастую к психотерапевтам обращаются люди, которым сложно ответить на вопросы «как избавиться от социофобии», «Что ты хочешь?», «Что ты чувствуешь?». Так как они на самом деле не знают, чего они хотят и что ощущают.
Однако мы устроены так, что не можем не переживать эмоции. Мы в любом случае что-то испытываем
Человек, который не научился их идентифицировать, различать, проживать и проявлять, по большому счету не живет своей жизнью. Пока он не понимает, что происходит, эмоции внутри бурлят и переходят в постоянную фоновую тревожность. Человек постоянно ощущает что-то «неприятное», «негативное», но что именно — понять и объяснить не может. Постепенно к этому присоединяется плохо регулируемый аффект, раздражительность, эмоциональные срывы.
Было бы намного легче, если бы можно было отрефлексировать, что я чувствую здесь и сейчас: вот мне грустно, вот вот мне страшно, этого я боюсь, а вот этого я очень не хочу, а сейчас мне неприятно и так далее. Такие чувства и эмоции можно «разобрать» и понять, чем они вызваны, устранить источник грусти, боли, страха. Обратиться к психотерапевту за помощью в лечении страхов
Источник: https://www.psychologies.ru/articles/emocionalnaya-deprivaciya-k-chemu-privodit-zapret-na-chuvstva/
Метелёва Татьяна Борисовна – специалист реабилитационного центра “Двойной Диагноз” по психотерапии пациентов с зависимостью, психологической коррекции пациентов с психическими расстройствами, психологической травмой. Клинический психолог, магистр психологии, гештальт-терапевт, системный семейный психотерапевт. Опыт работы психологом — 17 лет, из них 9 лет в реабилитационном центре для женщин и детей, подвергшихся насилию. Опыт работы преподавателем психологии в ВУЗе — 3 года.
Специалист работает индивидуально и в группах по направлениям:
Татьяна Борисовна также ведет психообразовательные лекции для родственников пациентов. Проводит психодиагностику, в том числе достаточно уникальным для отечественной психологии методом Роршаха.