Педагоги, психологи и родители хорошо знают, что подростковый период является наиболее сложным в жизни человека. Это время, когда оказываются низвергнутыми прежние авторитеты и происходит определение себя на жизненном пути. Зачастую процессы, связанные с самоопределением, проходят радикально, необдуманно и могут перерастать в патологические нарушения. В этой статье поговорим об особенностях подросткового кризиса, симптомах и ключевых кризисных моментах данного явления, о взгляде специалистов на его возрастную периодизацию и факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста. Также приведем рекомендации психологов о том, как поддержать подростка в период кризиса, и что делать, если справиться с возникающими проблемами самостоятельно не получается.
Специалисты Клиники ментального здоровья доктора Исаева рады оказать всестороннюю помощь в коррекции различных кризисных явлений а так же проводят лечение пищевого поведения у подростков. Клинические психологи и врачи-психотерапевты, специализирующиеся на работе с подростками, используют глубокие профессиональные знания и опыт, помогая близким налаживать контакт с детьми в сложные для них времена, исправляя сложные поведенческие расстройства и профилактируя возможные осложнения. По программам психологической реабилитации Клиники в Москве работает специализированный реабилитационный центр для подростков и молодежи, где ребята учатся справляться с проявлениями нарушений эмоционально-волевой сферы, психических расстройств и патологических зависимостей.
До наступления совершеннолетия человек преодолевает несколько возрастных кризисов (в год, в 3 года, в 7 лет). Кризис переходного возраста – последний этап перед вступлением в осознанную взрослую жизнь. Главная особенность заключается в том, что родителям и педагогам приходится взаимодействовать уже не совсем с ребенком. Перед ними индвид, заявляющий о равных правах, с повышенными запросами и притязаниями, готовый вести взрослый образ жизни также и с точки зрения физиологии. Так или иначе, взрослым приходится в чем-то уступать, сокращать объем контроля, делегировать больше прав. Подростки на этом этапе испытывают потребность в познании себя, своих возможностей и уникальных особенностей, у них появляются способность к рефлексии.
Кризис подросткового возраста в психологии рассматривается в двух противоречивых направлениях:
Важно понимать, что в поведении подростков обе эти направленности проявляются одновременно. Таким образом, рождается внутренний диссонанс: с одной стороны, категоричные заявления в сторону родителей («Дайте мне взрослые права, я хочу жить своим умом», «Вообще отстаньте все от меня»), а с другой стороны, острое желание, чтобы близкие обняли, защитили и решили все проблемы, как в детстве.
Суть подросткового кризиса заключается не только в противостоянии авторитетов и ломке характера, что обычно так беспокоит родителей. Это период наиболее интенсивного личностного развития человека. Как он будет проходить, будут ли его сопровождать нежелательные и патологические явления, зависит от ключевых факторов – врожденных свойств нервной системы (темперамента), черт характера подростка и отношений в семье.
Основная причина, почему подростковый кризис происходит, заключается в значительном разрыве между физиологическим, эмоциональным и социальным созреванием личности. Успешно преодолевая данный период, человек проходит половую идентификацию, принимает свою внешность, меняет формат общения с окружающими, у него формируется новый стиль отношений в социуме, определяются направления для саморазвития и последующего профессионального ориентирования. От того, как сложится этот пазл, какие факторы окажут большее влияние, зависит характер и сила проявлений и пути протекания кризиса. Также специалисты отмечают влияние гендера – у девочек обычно симптомы менее выраженные, но проявляются раньше, а у мальчиков течение более яркое, но начинается на пару лет позже, что обусловлено разницей во времени начала полового созревания.
Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов, которые накладываются на основные причины:
Биологическими признаками подросткового возраста являются все, что связаны с началом полового созревания и запуском выработки половых гормонов: происходят внешние изменения на теле, мутация голосовых связок, появляются кожные высыпания, происходят резкие перемены в настроении, сопровождающиеся упадком сил. В социальном аспекте кризис характеризуется:
Поведенческие и когнитивные симптомы кризиса подросткового возраста:
Биологический рост, психологическое развитие подростков и подростковый кризис тесно связаны. Со стороны этот период может казаться сумбурным, где подросток постоянно демонстрирует перепады настроения, ведет себя нервно, совершает нелогичные и даже опасные поступки. На самом деле можно проследить несколько последовательных этапов (по возрастам).
Кризис младшего подросткового возраста (11-13 лет)
Ребенок быстро растет, а его тело трансформируется, к чему он вынужден постоянно адаптироваться на физиологическом и психологическом уровне. В этом возрасте начинает ощущаться потребность отдалиться от папы и мамы, поэтому авторитет близких впервые начинает подвергаться сомнению. Ребенок пытается нащупать границы поведения, поэтому личные желания и потребности выходят на первый план. В младшем подростковом возрасте стремление объединяться в группы проявляется формированием однополых компаний.
В этом возрасте происходит индивидуализация и сепарация через агрессию. Гормоны бурлят, что влияет на эмоциональный фон. Частые перепады настроения приводят к трудностям самоконтроля, что тревожит и внутренне пугает, вызывая у подростка еще большую агрессию. Подростковый бунт все активнее проявляется через критику родителей, бойкоты и атаки на любые требования взрослых, характерную для этого этапа практику «устранения» родительского образа (удаление родных из контактов соцсетей, острая реакция на проявления родительской заботы в общественных местах и т.п.). В этом возрасте проявляется интерес к представителям противоположного пола, поэтому стремление объединяться в группы уже связано со смешанным составом этих групп.
Ключевая задача на данном этапе заключается в том, чтобы найти свою роль за пределами семьи. Подросток нуждается в том, чтобы испытывать чувство сопричастности, поэтому ребята вступают в группы единомышленников. Через социальные группы, а также через первую любовь происходит познание себя, формирование приоритетов и системы жизненных ценностей. В более старшем возрасте юноши и девушки, успешно преодолевшие этап сепарации от родителей, уже могут трезво оценивать свои потребности и желания. Но им также нужна поддержка, ведь если близкие все еще не принимают факт взросления своего ребенка, формируются проблемные паттерны поведения в рамках взаимоотношений. Не получая должной родительской поддержки, подросток ищет другие опорные фигуры, и им не всегда попадаются положительные персонажи. Отсюда произрастают корни манипулятивных, абьюзивных отношений, основанных на психологической зависимости.
Главные характеристики подросткового кризиса, они же ключевые опоры – это протест и бунт. Каким бы ужасным это ни казалось взрослым, тинейджер должен пройти через это, чтобы набить собственные шишки опыта, осознав свои границы и постигнув законы социума, сформировавшись в итоге как зрелая личность.
Почти все кризисы подросткового развития имеют похожие проявления. Специалисты выделяют несколько основных видов:
Характеризуется попытками осознать себя в отрыве от матери и отца, семейных устоев и ценностей. Ребенок ищет себя, свое предназначение, начинает занимать определенные позиции в социуме. Переживая кризис идентичности, он как бы подвергает пересмотру свои умения и массив информации, полученной в детстве, чтобы принять решение, что взять во взрослую жизнь, а что предпочесть оставить в прошлом.
Это наиболее ярко проявляющаяся форма кризиса подростков, когда недавний милый малыш становится упрямым, своевольным, строптивым и неуправляемым. Своим поведением он будто пытается транслировать окружающим: «Я теперь взрослый, делаю что захочу, все будет по-моему».
Депривация высших ценностей является одной из основных причин экзистенциальных фрустраций человека в любом возрасте. У подростков данные проблемы обусловлены возрастной спецификой (стремлением к независимости, кризисом идентичности и т.д.), поэтому данный вид возрастных проблем чаще других приводит к неврозам, депрессиям, вовлечению в употребление психоактивных веществ, суицидальным мыслям и поведению.
Нередко случается так, что подросток не справляется с изменениями, которые происходят. Трудности могут усиливаться непониманием со стороны взрослых, неприятием сверстников. В таких случаях может развиваться ряд нарушений:
Если вы уже столкнулись с подобными осложнениями, не пытайтесь решить их самостоятельно. На данном этапе необходима помощь профессионалов. Не нужно кого-то винить или опускать руки, следует как можно быстрее обратиться к специалистам клиники Доктора Исаева в Москве +7 (495) 106-92-71. Прежде всего, это клинический психолог, специализирующийся на проблемах семьи и подростков. Можно также записаться на прием к неврологу, врачу-психотерапевту, подростковому психиатру или вызвать психотерапевта на дом в Москве. Для диагностики наши специалисты используют информативные методы: беседу, различные шкалы и опросники для исследования эмоционально-личностной сферы, проективные методики для выявления скрытых или неосознанных особенностей.
В специальном лечении, если нет серьезных патологических изменений, пациенты не нуждаются. Достаточно работы с психологом. В рамках психологического консультирования для подростков происходит поиск компромиссов, находятся точки принятия, вырабатываются правила доверительных отношений со взрослыми и сверстниками, на групповых тренингах отрабатываются навыки сохранения эмоционального равновесия.
Если же с кризисом подросткового возраста связаны серьезные нарушения в психоэмоциональной сфере (развились поведенческие отклонения, сформировалась зависимость, проявились симптомы подростковой депрессии, невротическое расстройство или другие патологии), необходимо будет пройти лечение у подросткового врача-психиатра. В зависимости от тяжести проявлений можно лечиться амбулаторно или в стационаре (Клиника доктора Исаева располагает собственным частным психоневрологическим отделением). После лечения необходимо пройти психосоциальную реабилитацию (по программам Клиники, разработанным специально для подростков и молодежи до 21 года, работает реабилитационный центр «Двойной Диагноз.Джуниор» в Москве).
Главная родительская задача, когда семья сталкивается с подростковым бунтом и другими кризисными моментами, – выстоять и не разрушиться. Подростки нападают, пробивают границы, пытаются добиться своего зачастую ужасными способами. Но взрослым стоит оставаться терпеливыми и вести себя разумно, стойко выдерживая все удары и не теряя при этом связи с ребенком: