Сотрясение головного мозга

Сотрясением головного мозга называется закрытая черепно-мозговая травма легкой степени, для которой характерна функциональная обратимость и отсутствие структурных повреждений мозга.

По данным статистики, патология составляет около 80% от всех черепно-мозговых травм. Регистрируется у пациентов всех возрастных категорий, однако чаще встречается у мужчин активного трудоспособного возраста (18-55 лет). В МКБ-10 патология входит в группу внутричерепных травм, присвоенный ей код – S06.

Возможные причины

➢ удары головой о твердые предметы и поверхности;
➢ удары по голове;
➢ падения на ноги или тазовую область;
➢ резкие движения, толчки (например, при внезапном торможении или увеличении скорости движения на автомобиле).

Под действием механической травмы происходит сильное колебание спинномозговой жидкости в желудочках головного мозга, что и становится причиной сотрясения. Иногда при массивной травме возникает удар мозга о кости черепной коробки.

Симптомы сотрясения головного мозга

➢ потеря сознания продолжительностью от нескольких секунд до 30 минут;
➢ оглушенное состояние, слабость;
➢ неясность сознания, провалы в памяти;
➢ головокружение, головная боль;
➢ рвота, тошнота;
➢ расстройство координации движений;
➢ возбужденное или угнетенное психоэмоциональное состояние;
➢ нарушения сна или постоянная сонливость;
➢ частый пульс, дыхание;
➢ мушки перед глазами, нечеткость зрения;
➢ шум, звон в ушах;
➢ гиперчувствительность к звуковым и зрительным раздражителям;
➢ сильное потоотделение;
➢ отсутствие аппетита;
➢ нестабильность артериального давления;
➢ психоэмоциональные нарушения и др.

Сотрясение головного мозга 一 функциональное расстройство, при котором нарушений морфологии церебральных структур нет.

Сотрясение головного мозга требует срочного обращения за медицинской помощью! Промедление или отсутствие адекватного лечения может повлечь за собой опасные для здоровья последствия.
Последствия сотрясения головного мозга
Возможные осложнения патологии:

➢ посттравматическая энцефалопатия;
➢ эпилепсия;
➢ посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР);
➢ стойкое повышение внутричерепного давления;
➢ упорные головные боли, нарушения сна;
➢ постоянная слабость, быстрая утомляемость и другие симптомы астении;
➢ устойчивое снижение когнитивных функций (ухудшение памяти вплоть до развития деменции, снижение мышления, способности к концентрации внимания, обеднение речи);
➢ нарушения психики (спутанность сознания, заторможенность, гиперчувствительность к алкоголю, способная доходить до делирия и др.);
➢ дрожание рук и другие неврологические расстройства;
➢ сосудистые нарушения (приливы крови к голове, избыточное потоотделение и др.);
➢ психоэмоциональная лабильность, раздражительность, агрессивность, депрессии, неврозы, психозы и фобии;
➢ посткоммоционный синдром (проявляется головными болями, быстрой утомляемостью, бессонницей, тревожностью, головокружениями, рассеянностью).

Осложнения могут возникать сразу после перенесенной травмы или через некоторое время после нее, вплоть до нескольких лет. Особенно тяжелые последствия развиваются у тех, кто по каким-либо причинам не обратился сразу за медицинской помощью и возникшие проблемы не были выявлены вовремя.

Лечение сотрясения головного мозга

Сразу после травмы нужна обязательная госпитализация больного для тщательной диагностики и адекватной оценки его состояния. Амбулаторное лечение возможно лишь тогда, когда исключены более тяжелые повреждения мозга.

Лечение патологии включает в себя патогенетическую и симптоматическую терапию, применение препаратов нейрометаболического действия, диуретиков, препаратов магния, витаминов, адаптогенных, обезболивающих и седативных средств, антиоксидантов, ноотропов и др.

Не менее важна реабилитация больных после пройденного лечения. Она позволяет достичь полноценного восстановления нарушенных неврологических, когнитивных и психических функций.

В клинике доктора Исаева в Москве проводится комплексная реабилитация больных после сотрясения мозга любой степени. Наши врачи 一 специалисты высококлассного уровня с огромным опытом лечения широкого спектра неврологических и психических расстройств.

Благодаря исключительному профессионализму, применению современных терапевтических методик высокой эффективности наши врачи добиваются прекрасных результатов даже у осложненных больных.

Чтобы записаться на прием и бесплатную консультацию, позвоните нам по телефону, напишите на почту или воспользуйтесь удобной онлайн-формой.

Обратитесь к нам уже сегодня 一 мы сможем вам помочь!
Клиника доктора Исаева ждет вас!

Вопросы и ответы:

Опасно ли для жизни сотрясение головного мозга?

При незначительных травмах и вовремя проведенной терапии прогнозы на восстановление благоприятны и угрозы для жизни пациента нет. При сильных травмах и, если медицинская помощь не была своевременно оказана, вероятны последствия разной степени тяжести вплоть до инвалидизации больного.

Можно ли лечить сотрясение дома?

Да, если это сочтет возможным лечащий врач после тщательного обследования пациента.

К какому врачу обращаться при сотрясении?

Диагностика и лечение этой травмы могут входить в область компетенции таких специалистов, как врач-травматолог, хирург, невролог, психиатр, врач реабилитационной медицины и т.д.