Ушиб головного мозга является разновидностью черепно-мозговых травм. Он всегда возникает вследствие внешнего механического воздействия на голову или туловище. По данным статистики, ушиб головного мозга встречается у мужчин в 2-3 раза чаще, чем у женщин. В 5-20% случаев травма выявляется на фоне алкогольного опьянения пострадавшего.

Причины ушиба головного мозга

• бытовая травма (например, в результате падения на скользком льду или с высоты);
  • дорожно-транспортная травма;
  • криминальная травма полученная при драке и т.д. (наиболее частая причина черепно-мозговых травм, встречается в 40-50% случаев);
  • профессиональная травма чаще всего встречается при несоблюдении техники безопасности на производстве;
  • спортивная травма;
  • травма, полученная в результате боевых действий.

Симптомы ушиба головного мозга

Наиболее характерные признаки:

• потеря сознания длительностью от десятков минут до нескольких суток и более;
  • головокружение, головные боли разной интенсивности;
  • сонливость, вялость;
  • слабость, тошнота, рвота;
  • нарушение координации движений;
  • расстройство когнитивных функций, спутанность сознания, неясная речь, потеря памяти, нарушение концентрации внимания и мышления;
  • судороги, параличи, парезы;
  • нарушение зрения, слуха;
  • нарушение сухожильных и других рефлексов;
  • повышение или снижение артериального давления;
  • учащенный или замедленный пульс;
  • учащенное поверхностное дыхание и др.

Независимо от того, какими симптомами проявляется ушиб головного мозга, пострадавшему ВСЕГДА необходимо срочное оказание медицинской помощи!

Степени тяжести ушиба головного мозга

Клиническое проявление ушиба головного мозга и яркость симптомов различаются в зависимости от степени тяжести травмы.

Легкая степень. Проявляется потерей сознания до десятков минут, головокружением, тошнотой, оглушенностью и слабостью, постоянной головной болью. Может отмечаться многократная рвота, не приносящая облегчения.

Нарушается ориентация в пространстве и времени, пострадавший не может вспомнить обстоятельств, предшествовавших травме и еще некоторое время после травмы не запоминает того, что с ним происходит. Могут отмечаться такие симптомы, как напряженность, гипертонус затылочных мышц, повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам и тактильным раздражителям.

К другим возможным неврологическим симптомам относят анизокорию (разный диаметр правого и левого зрачка), нистагм (непроизвольные колебательные движения глазных яблок), легкий односторонний парез, проявляющийся в снижении силы и подвижности конечностей.

Может отмечаться учащенное, реже замедленное, сердцебиение, повышение артериального давления. При условии своевременной и адекватной терапии симптомы травмы легкой степени проходят в течение двух-трех недель.

Средняя степень. Характеризуется более выраженными проявлениями: потерей сознания длительностью от десятков минут до нескольких часов, частой рвотой, сильной головной болью, нарушением координации движений и ориентации в пространстве, потерей памяти.

Отмечается оглушенное состояние больного, выраженное нарушение когнитивных функций, неясность сознания и речи, гиперчувствительность или наоборот ослабленная реакция на зрительные, звуковые и тактильные раздражители.

У пострадавшего нарушаются рефлексы, может наблюдаться односторонний парез, судороги, нистагм глазных яблок, нарушение фокусировки взгляда и другие неврологические расстройства.

Может повышаться температура тела и артериальное давление, дыхание учащенное и поверхностное, пульс частый или замедленный. Состояние крайне опасно для здоровья и жизни человека, необходима экстренная медицинская помощь и интенсивная терапия.

Тяжелая степень. Проявляется более длительной утратой сознания на срок до нескольких недель, угнетение сознания глубокое и ярко выраженное, вплоть до сопора и комы. Могут наблюдаться признаки моторного возбуждения хаотичное, непроизвольное двигательное беспокойство. При сопорозном состоянии и коме полностью утрачиваются произвольные функции сознания, нет реакции на внешние раздражители, в том числе, болевые.

Наблюдаются глубокие нарушения жизненно важных функций, отмечается выраженное повышение или падение артериального давления, нарушение частоты и ритма сердцебиения, дыхание частое и поверхностное.

Нарушаются сухожильные, зрачковые, глотательный рефлекс, отмечаются односторонние парезы, изменение рефлекторной и болевой чувствительности. Возможно выраженное повышение температуры тела (до 41°C), сильные приступообразные судороги и другие признаки тяжелых неврологических расстройств.

Ушиб головного мозга любой степени как легкой, так средней и тяжелой чрезвычайно опасен для жизни пострадавшего и требует немедленного оказания медицинской помощи.

Последствия ушиба головного мозга

При ушибе головного мозга могут развиваться внутричерепные осложнения:

• повышение внутричерепного давления;
  • нарушение церебрального кровотока;
  • расширение зоны повреждения и отека из-за усиленного притока крови к области травмы;
  • спазм церебральных сосудов;
  • гидроцефалия водянка головного мозга, возникающая из-за скопления большого количества цереброспинальной жидкости;
  • недостаточный приток крови, гипоксия и отек головного мозга
  • эпилептические приступы.

Чтобы избежать грозных осложнений, необходим срочный вызов скорой помощи для пострадавшего.

Клиника доктора Исаева в Москве оказывает услугу выезда срочной медицинской помощи на дом при ушибе головного мозга и других черепно-мозговых травмах в подостром периоде. Наша выездная служба располагает всем необходимым оборудованием и набором препаратов, необходимых для экстренных лечебных мероприятий. При необходимости пациент транспортируется в стационар клиники для лечения и реабилитации.

Лечение ушиба головного мозга

Черепно-мозговая травма крайне опасное состояние, угрожающее жизни человека. Отсутствие своевременной и адекватной медицинской помощи может привести к необратимым тяжелым последствиям, инвалидизации и смерти пациента. Поэтому никакие самостоятельные попытки лечения при этом неприемлемы. Вызов службы скорой помощи должен быть незамедлительным!

Единственное, что можно сделать в ожидании врачебной выездной бригады, это:

• уложить больного в горизонтальное положение;
  • при рвоте уложить пострадавшего или повернуть его голову набок для предупреждения попадания рвотных масс в дыхательные пути.
  • В клинике доктора Исаева в Москве проводится комплексное лечение больных на ранних, поздних и восстановительных этапах с ушибом головного мозга разной степени тяжести в подостром периоде. Для этого используются передовые высокоэффективные методики и индивидуально адаптированные схемы терапии. Наша клиника оснащена прекрасно оборудованными, комфортными палатами. В штате врачей высококлассные специалисты экспертного уровня с многолетним опытом в сфере неврологии и нейрохирургии.

Чтобы вызвать врача на дом, записаться на прием или получить консультацию специалиста, позвоните нам по телефону 8 (495) 172-49-73 или воспользуйтесь формой обратной связи.

Обратитесь к нам уже сегодня мы сможем позаботиться о вас!

Клиника доктора Исаева ждет вас!

Вопросы и ответы:

Можно ли при ушибе головного мозга обойтись без лечения

Нет, любая черепно-мозговая травма, даже легкая, всегда представляет опасность для жизни и здоровья человека, и может приводить к тяжелым, необратимым последствиям.

Тем более, человек без медицинского образования не способен оценить степень тяжести травмы, поэтому последствия неоказания лечебной помощи могут быть непредсказуемы и катастрофичны.

Можно ли при ушибе головного мозга обойтись без госпитализации?

Только в тех случаях, когда состояние больного это допускает при незначительных травмах легкой степени иногда достаточно амбулаторного лечения. Однако и это решение может принимать исключительно врач после обследования пациента.

Обязателен ли срочный вызов медицинской помощи при легкой черепно-мозговой травме?

Да, обязателен, так как последствия ушиба головного мозга невозможно предсказать и тем более оценить его тяжесть глазами обывателя.