Социальная работа с девиантными подростками
- Возвращаем к здоровой жизни с 2013 года
- Лучшие специалисты с опытом более 10 лет
- Полная анонимность при оказании помощи
Автор статьи
Старший психолог
Опубликовано 03.03.2025
Изменено 21.03.2025

Ребенок-подросток грубит и проявляет агрессию, а учителя заявляют, что он активно участвует в школьной травле? Замечаете, что в последнее время он стал замкнутым и прогуливает занятия? Возможно, была ситуация с уходом из дома или приводы в полицию. Учителя отказываются работать с подростком, а школьный психолог советует обратиться в кризисный центр психологической помощи. Вы и сами прекрасно видите, что ситуация выходит из-под контроля и становится угрожающей, но растерялись и не вполне понимаете, что делать. Не стоит опускать руки, нужно успокоиться и начать действовать. Хорошая новость: предотвращением подобных тенденций в обществе занимается ряд общественных институтов, и социальная работа с трудными подростками, работа с девиантной молодежью и несовершеннолетними из группы риска не исключение. Сегодня существуют различные программы поддержки – от бесплатных государственных услуг до частных форм социальной работы с трудными подростками, системной работы с девиантной семьей и комплексной реабилитации. Ваш первый шаг – разобраться, как это работает и выбрать тот вариант, что подойдет именно вашей семье. При этом всегда помните: вы не одиноки.
В Клинике доктора Исаева предлагается качественная медико-социальная помощь лицам всех возрастных категорий. Девиантное или отклоняющееся поведение (в большинстве проявлений социальная девиация) чаще всего встречается в подростковом возрасте. В нашей команде – психологи и психотерапевты с солидным опытом работы с группами девиантного поведения, специалисты по реабилитации и ресоциализации. Мы занимаемся психодиагностикой, психологическим консультированием, проводим групповые тренинги, разрабатываем индивидуальные программы профилактики и коррекции, в которых используем только эффективные по отношению к молодежи методики.
Получите бесплатную консультацию о cоциальной работе с девиантными подростками прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
Социальная работа с девиантным поведением подростков
Для начала разберемся с определением – что такое социальная работа с девиантными подростками? Это комплекс мер, направленных на коррекцию поведения, профилактику правонарушений, восстановление отношений в семье, социализацию подростка через образование, хобби, вовлечение в общественно полезную деятельность, профориентацию. Социальная работа с лицами девиантного поведения (в нашем контексте подразумевается работа с подростками группы социального риска), нужна для того, чтобы:
- проблемы возрастного кризиса не переросли в административно-уголовные последствия;
- подросток преодолел трудный период, не «заработав» клейма социального изгоя и серьезных психических нарушений.
Ситуации-триггеры, когда нужно подключать специалистов по работе с девиантным поведением:
- школа разводит руками, учителя заявляют об отказе работать с ребенком;
- родители замечают эскалацию проблем (агрессия, оппозиционно-вызывающее поведение, воровство, самовольные уходы, попадание в «плохую» компанию, приобщение к употреблению алкоголя и других ПАВ);
- подросток попадает в поле зрения правоохранительных структур.
Особенности работы с трудными подростками
Особенности работы с девиантным поведением школьников и учащихся заключаются в том, что необходимо учитывать критерии формирующейся личности: индивидуально-психологические свойства, уровень развития психических процессов, наличие навыков эмоционально-личностной саморегуляции и так далее. Существует ряд правил, которые необходимо соблюдать в рамках ведения социальной работы с трудными подростками:
- воспринимать ребенка как самостоятельную и отдельную личность, которая имеет свои особенности и индивидуальности, но при этом может меняться;
- проявлять понимание и сочувствие к подростковым переживаниям и страхам;
- учитывать возрастную склонность к импульсивности и эмоциональной нестабильности;
- вести социально-педагогическую работу с подростками девиантного поведения в позитивном ключе, не использовать агрессивно-радикальных методов;
- проигрывать ситуации, вызывающие тревогу, и вместе прорабатывать их (особенно эффективен групповой формат);
- проявлять терпение, акцентировать внимание на достижениях.
Формы социальной деятельности
Взаимодействие с ребятами, демонстрирующими отклоняющееся поведение, требует разнообразия методов и форм, направленных на коррекцию поведенческих нарушений, социализацию и профилактику рецидивов. Основные формы социальной работы с трудными подростками можно разделить на несколько категорий с учетом индивидуальных, групповых, семейных и общественных аспектов жизни.
- Индивидуальные формы – сфокусированы на персональном подходе, выявлении причин девиации и их устранение. К ним относятся психологическое консультирование подростков, разработка индивидуального плана работы с обучающимися с девиантным поведением, кризисное вмешательство (при уходах из дома, насилии, при угрозе суицида и т.д.);
- Групповые формы – необходимы для создания условий социализации через взаимодействие со сверстниками. Это различные подростковые психологические тренинги (развития коммуникативных навыков, уверенности в себе, эмоционального интеллекта), терапевтические группы (например, направленные на выражение скрытых эмоций через творческие подходы, подростковые группы поддержки для ребят со схожими проблемами), образовательные занятия (профилактические лекции, правовое просвещение).
- Семейные формы – направлены на устранение конфликтов внутри семей и улучшение детско-родительских отношений (семейная терапия с привлечением профильных специалистов, родительские тренинги по воспитанию, установлению границ, поддержке подростка в период кризиса, патронаж в рамках социальной работы с семьями девиантного поведения).
- Общественные и досуговые формы – направлены на включение учащихся в позитивную среду (спортивные и творческие проекты, волонтерская деятельность, программы наставничества под кураторством успешных взрослых).
- Работа с социально опасными подростками (правовые формы для ребят, уже совершивших правонарушения, попавшие в поле зрения правоохранителей). Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями может включать в себя совместные исправительные проекты с КДН, медиацию между жертвой правонарушения и несовершеннолетним для осознания им последствий противоправных действий.
- Реабилитационные формы, например, временное помещение в структурированную среду с психологической и социально-образовательной поддержкой (реабилитационные центры для подростков), программы ресоциализации.
Успех социальной работы с трудными подростками зависит от гибкости и разнообразия форм. Важно сочетать традиционные методы (консультации, терапия, тренинги) с общественно полезными досуговыми формами, а также активно вовлекать в процесс семью и общество.
Технологии работы с девиантными подростками
Коррекция отклоняющегося от нормы поведения несовершеннолетних требует не только тщательного анализа причин, но и применения инновационных методов, которые помогли бы переключить молодую энергию с деструктивных действий на созидание. Наиболее эффективными на сегодня считаются технологии, связанные с позитивной коммуникацией, перезагрузкой среды и достижением социального успеха. Рассмотрим подробнее их суть, как они работают на практике и почему именно эти технологии работы с девиантным поведением становятся спасением для семей, столкнувшихся с нежелательными проявлениями подросткового кризиса.
- Технология позитивной коммуникации
Многие подростки не умеют конструктивно выражать эмоции, поэтому все их общение строится на агрессии или избегании. Моделировать навыки ведения диалога можно через развитие коммуникативной культуры, применяя различные методы:
- ролевые игры (тренинг общения), где учатся бесконфликтному разрешению острых ситуаций;
- групповые дискуссии («круг доверия»), где под руководством специалиста каждый может без осуждения высказать мнение по тому или иному вопросу, обсудить его с другими;
- клубы по интересам (например, на базе школы), где можно позитивно общаться в неформальной обстановке.
- Технология изменения социальной среды
Если у подростка токсичный близкий круг (конфликты в семье, асоциальные друзья), важно хотя бы на время переместить его в новую среду, где будут условия для пересмотра текущей модели поведения. Такая перезагрузка возможна в рамках:
- социального обмена, когда ребята из неблагополучных семей временно проживают в семьях волонтеров и видят пример здоровых отношений;
- выездных семейных лагерей, где родители и дети живут в природных условиях и принимают участие в совместных тренингах, разрушающих негативные шаблоны общения;
- помещения в закрытую терапевтическую среду («эффект терапевтического сообщества» в специализированных центрах), где в кругу сверстников и под контролем наставников молодые люди учатся жить по новым моделям.
- Технология социального успеха
Несовершеннолетним с проблемным поведением часто не хватает положительного опыта, который способствовал бы обретению веры в себя. Им нужна поддержка, которая поможет раскрыть личный потенциал через участие в общественно значимой деятельности, где можно почувствовать себя успешным. Такая социальная работа с девиантными подростками реализуется через:
- вовлечение в творчество (художественные мастерские, театральные студии и т.п.);
- социальные проекты (благотворительные акции, экологические инициативы);
- создание «ситуаций успеха» (условий, где ребята могут проявить лидерские качества, например, назначение ответственным за организацию школьного концерта).
Важно, чтобы все доступные технологии социальной работы с девиантными подростками работали в комплексе. Благодаря этому парни и девушки, не знающие примеров здорового общения дома, получают полезные социальные навыки в безопасной среде, где на смену девиациям приходят творчество и здоровая активность, а родители, сами выросшие в дисфункциональных семьях, учатся новым методам воспитания. Внедрять технологии работы с девиантными подростками в практику можно создавая альтернативные площадки на базе школ, организовывая пространства с семейными тренингами силам социальных служб, а также вовлекая родителей и детей в терапевтические программы и курсы здоровой коммуникации с помощью профессионалов (психологов, психотерапевтов и реабилитологов).
Форматы помощи
Семьи, столкнувшиеся с подростковым кризисом, часто не знают, куда лучше обратиться за помощью. Рассмотрим существующие варианты – от госпрограмм до платных услуг, предоставляемых лицензированными организациями.
Бесплатные виды помощи
К ним относятся все структуры, финансируемые государством или некоммерческими организациями:
- Государственные центры оказания помощи семье и детям. Например, в крупных городах есть центры «Семья», где предлагают психологическое консультирование и проводят групповые тренинги по коммуникации, а при районных администрациях функционируют отделения социально-психологической помощи, где налажено взаимодействие в рамках работы социального педагога с трудными подростками и девиантными семьями.
- Школьные психологи и социальные педагоги, которые занимаются первичной профилактикой и диагностикой девиантного поведения, организовывают лекции, выступают посредниками в детско-родительских конфликтах.
- Комиссии по делам несовершеннолетних – ведут работу с социально опасными подростками (могут помочь в трудоустройстве, дать направление в бесплатный реабилитационный центр).
- Кризисные службы (телефоны доверия и анонимные онлайн-консультации).
Содержание работы социального педагога с трудными подростками:
- анализ ситуации и диагностика причин отклоняющегося поведения;
- разработка индивидуальной программы, направленной на устранение причин девиаций, формирование социальных навыков и восстановление доверия в семье;
- профилактическая работа девиантного поведения (лекции о вреде психоактивных веществ, буллинга, экстремизма, участие в организации социальных проектов);
- тесный психологический контакт с родителями;
- взаимодействие с другими специалистами (например, для коррекции эмоциональных проблем – со школьным психологом, при угрозе делинквентного поведения – с инспектором ПДН, при подозрении на употребление ПАВ – с врачом-наркологом) и межведомственное сотрудничество (направление в реабилитационный центр, помощь в трудоустройстве).
Наталевич Анастасия Михайловна
Старший клинический психолог
11 лет стажа
Клинический психолог, гештальт-терапевт, семейный психолог. Работает с неврозами, депрессиями, навязчивыми состояниями, различными формами зависимого поведения
Подробнее
Васина Мария Евгеньевна
Клинический психолог
13 лет стажа
Психолог, гештальт-терапевт. Работает с зависимым и созависимым поведением, помогает людям с различными формами невротических отношений
Подробнее
Радзюк Ольга Геннадьевна
Клинический психолог
19 лет стажа
Клинический психолог, гештальт терапевт, юнгианской аналитик. Работает с различными формами зависимого и созависимого поведения, депрессии, ПТСР, кризисы, утраты
Подробнее
Морозова Евгения Владимировна
Клинический психолог
17 лет стажа
Ведущий специалист по психологическому сопровождению зависимых и их родственников. Специалист по телесно-ориентированной терапии
Подробнее
Метлева Елена
Клинический психолог
5 лет стажа
Cпециалист по работе с тревогой, депрессией, навязчивыми состояниями, фобиями, страхами, различными формами зависимого поведения, в том числе расстройством пищевого поведения, сложностями с самоопределением, сложностями в семейных взаимоотношениях. Также работает с детьми и подростками от 7 лет.
Подробнее
Платные форматы
Для тех, кто готов потратить дополнительные средства на индивидуальный подход и эффективность при решении проблем:
- Частные подростковые психологи и психотерапевты. Специалисты в области ментального здоровья ведут индивидуальную психологическую работу, проводят семейные психотерапевтические сессии.
- Частные реабилитационные центры, например, подростковый центр реабилитации «Двойной Диагноз. Джуниор» (Москва). Частные РЦ предлагают программы с проживанием и комплексно работают с семейной системой.
- Различные платные кружки и секции, обеспечивающие переключение энергии с деструктива на позитив.
При выборе формата нужно ориентироваться на характер проблемы и личные обстоятельства. Так, если нужны гибкость и анонимность, можно рассматривать онлайн-сервисы и частных специалистов. В сложных случаях, когда высоки риски тяжелых последствий, стоит попробовать комбинировать бесплатную поддержку и помощь профильных специалистов в платных центрах.
Работа с подростками группы социального риска в Клинике Исаева
Отклоняющееся поведение представляет собой реальную угрозу физическому и психологическому выживанию личности, тормозит процессы саморазвития и самореализации. Подростки из групп риска сталкиваются с множеством проблем: семейными конфликтами, школьной дезадаптацией, тревогой, депрессией, зависимостями, суицидальными мыслями и социальной изоляцией. В Клинике доктора Исаева (Москва) присутствуют следующие направления работы с девиантным поведением:
- оценка психологических рисков подростков (нахождение в негативном социальном контексте, школьный буллинг и кибербуллинг, ситуации, связанные с агрессией,
самоповреждающим поведением, суицидальными рисками);
- диагностика ментальных расстройств (выявление депрессии, тревожных расстройств, ПТСР, нарушений пищевого поведения и т.п.);
- социально-психологическая адаптация (профессиональная помощь, направленная на восстановление связей с семьей, школой, сверстниками);
- коррекция нарушений (компетенции клинического психолога и врача-психотерапевта);
- профилактика рецидивов (кризисная поддержка и реабилитация).
Работа психолога с девиантным поведением
Взаимодействие психолога с подростками, демонстрирующими девиантное поведение, требует глубокого понимания причин отклонений, возрастных особенностей и текущего социального контекста. Целью специалиста является на просто коррекция поведения – он должен помочь сформироваться здоровой идентичности, эмоциональной устойчивости и социальной адаптации молодого человека. Успех во многом определяется комплексностью подхода и поддержкой междисциплинарной команды Клиники.
Программа работы с девиантными подростками
- диагностика (выявление причин девиаций посредством психологического тестирования, оценки уровня тревоги, агрессии, склонности к риску, анализа семейной и школьной ситуации);
- установление контакта посредством создания безопасной среды, мотивационного интервью;
- планирование работы с несовершеннолетним с девиантным поведением (с учетом личностных и внешних факторов);
Для повышения эффективности в работе с подростками группы социального риска мы комбинируем подходы и используем только доказательные методики, например:
- включаем в программы работы с девиантным поведением школьников индивидуальное консультирование, групповую терапию;
- вовлекаем ребят в планирование активностей для повышения мотивации;
- находимся в контакте с окружением ребенка (взаимодействуем со школой, службами и ведомствами);
- тесно сотрудничаем с семейной системой (ведем вдумчивую работу с родителями девиантных подростков);
- для коррекции деструктивных установок используем КПТ-подход (когнитивно-поведенческую психотерапию), для снижения импульсивности и управления негативными эмоциями – диалектико-поведенческую терапию, для выражения скрытых переживаний – арт-терапию и нарративные практики;
- фокусируемся на групповых форматах (тренинги, психологические группы поддержки).
Из-за вечной занятости и увлеченности проблемами быта и карьеры, родители зачастую не так серьезно относятся к проблемам своих детей, как сами подростки. Поэтому для взрослых важна «работа над ошибками», в ходе которой им предстоит осознать, что игнорирование подростковых переживаний ведет к эмоциональной отчужденности, усугублению конфликтов и риску развития отклоняющегося поведения как способа привлечь внимание.
Как выбрать подходящий формат: чек-лист для родителей
- Шаг 1 – оцените срочность и масштаб проблемы
Если подросток угрожает собственному благополучию, представляет опасность для окружающих – вам срочно в кризисный центр (государственный или частный). Если ситуация хроническая и вы уже имеете опыт взаимодействия с социальными педагогами, имеет смысл поискать хороших частных специалистов.
- Шаг 2 – проверьте репутацию центра
О государственных можно почитать отзывы в местных родительских чатах, а у частных центров – проверить лицензии, ознакомиться с информацией об образовании и опыте специалистов.
Бесплатные центры социальной работы с девиантными подростками обычно делают упор на дисциплину и социализацию, к сожалению, нередко там можно столкнуться с формальным подходом. Что касается частных клиник, то там работают с глубинными причинами (травматизацией, ситуацией в семейной системе, стигматизацией), а при нежелании сотрудничать подключают мотивационных психологов, используют игровые методы. В частных центрах строго соблюдают конфиденциальность (вашу семью не поставят на учет).
Хотите узнать больше о современных методах эффективной психосоциальной поддержки семей и подростков? О том как справиться с селфхармом, о симптомах шизотипического расстройства личности и других заболеваний, или вызвать психиатрическую скорую помощь, свяжитесь с Клиникой Доктора Исаева в Москве +7 (495) 106-92-71.
Цены на работу с девиантным поведением
- Прием в клинике
- Реабилитация
Услуги |
Цена |
|
Психопатологическое обследование |
5 000 ₽ |
Заказать |
Прием врача психотерапевта |
5 000 ₽ |
Заказать |
Индивидуальное клинико-психологическое консультирование (сессия) |
5 000 ₽ |
Заказать |
Семейное клинико-психологическое консультирование (сессия) |
5 000 ₽ |
Заказать |
Индивидуальная клинико-психологическая коррекция |
5 000 ₽ |
Заказать |
Услуги |
Цена |
|
Комплексная реабилитация в современном центре, групповые занятия, работа с психологом |
от 3 550 ₽ |
Заказать |
Программа "Эконом" |
от 2 000 ₽ |
Заказать |
Программа "Стандарт" |
от 3 550 ₽ |
Заказать |
Программа "Оптимум" |
от 6 000 ₽ |
Заказать |
Программа "Оптимум+" |
от 7 150 ₽ |
Заказать |
Программа "Двойной диагноз+" |
от 7 850 ₽ |
Заказать |
Программа "Премиум" |
от 27 000 ₽ |
Заказать |
Все цены
Часто задаваемые вопросы
Работа с подростками группы социального риска – как родителям понять, что помощь эффективна?
Оценить эффективность можно уже через 3-6 месяцев. Критерии успешной антикризисной терапии: подросток начинает идти на контакт, налицо снижение частоты «срывов», появляется (возобновляется) интерес к учебе и здоровым хобби. Не ждите мгновенных результатов – коррекция поведения, психоэмоциональная работа психолога с девиантными подростками требует времени.
Работаете ли вы с аутодеструктивным поведением?
Кроме агрессии, социальных девиаций, аддиктивных и делинквентных форм отклоняющегося поведения большую опасность представляет собой аутодеструктивное поведение, связанное с самоповреждениями. Предварительно обеспечив безопасную среду, психологи и психотерапевты оценивают уровень риска, выявляя глубинные причины аутодеструкции (травмы, эмоциональные конфликты, психические расстройства). Для коррекции деструктивных паттернов, развития навыков регуляции эмоций и поиска здоровых стратегий преодоления стресса применяются лучшие методы индивидуальной и семейной психотерапии.
Что происходит на реабилитации в центре «Двойной Диагноз.Джуниор»?
В подростковом центре занимаются коррекцией различных форм девиантного поведения, зависимостей, оказывают помощь в социализации. Участники программ работают над собой, повышают самооценку, выстраивают здоровую систему ценностей, восстанавливают отношения с близкими, избавляются от деструктивных моделей поведения. Пребывание в РЦ способствует снижению рецидивных рисков, помогает начать новую жизнь. Условия соответствуют международным стандартам и принципам терапевтического сообщества, внедрена уникальная программа «Двойной Диагноз».
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
Статьи по теме
Отклоняющееся поведение подростков
Отклоняющееся (девиантное) поведение трактуется как отличающееся от критериев нормы. Поэтому рассматривать данное явление следует исходя из сущности понятий «норма» и «отклонение»…
Подробнее
Психологическая профилактика подростков
В современном обществе все чаще актуализируются вопросы психоэмоционального насилия, негативного влияния информационного поля и микросоциальной среды как факторов, порождающих девиантное поведение в среде несовершеннолетних…
Подробнее
Психологические риски подростков
Подростковый период – пора интенсивного формирования личности, когда молодые люди сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем…
Подробнее
Как строится работа психолога с подростками
Как известно, подростковый период характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни. Примерно в 11-12 лет начинается этап крутых перемен не только в физиологии, но и в психологии…
Подробнее