Психологическая профилактика подростков
- Возвращаем к здоровой жизни с 2013 года
- Лучшие специалисты с опытом более 10 лет
- Полная анонимность при оказании помощи
Автор статьи
Старший психолог
Опубликовано 25.01.2025
Изменено 19.03.2025

В современном обществе все чаще актуализируются вопросы психоэмоционального насилия, негативного влияния информационного поля и микросоциальной среды как факторов, порождающих девиантное поведение в среде несовершеннолетних. Психологическая безопасность подростков в настоящее время является серьезной проблемой из-за высокого уровня стрессов, кризиса института семьи и размывания понятий о нравственных ценностях и нормах. Отклоняющееся поведение может проявляться по-разному – от постоянных семейных конфликтов и непослушания до развития зависимостей и совершения антисоциальных и аутодеструктивных действий. Качественная социально-психологическая профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних очень важна, поскольку сегодня социальный уклад стремительно меняется. Это снижает психологический ресурс молодых людей и их сопротивляемость отрицательным воздействиям среды. В данной статье поговорим о видах, задачах, уровнях и мерах психологической профилактики подростков, а также расскажем о программах и методиках, используемых специалистами Клиники доктора Исаева в рамках диагностической и профилактической работы с молодежью.
Профилактика ментального здоровья является многогранным процессом, который требует комплексного целостного подхода, включая психоэмоциональную поддержку, психообразовательные программы, мониторинг групп риска и раннюю интервенцию, а также вовлечение в социально значимые активности. В нашей команде профильные специалисты с большим опытом работы с подростками и семейной системой, тонко разбирающиеся в психологии несовершеннолетних, владеющие эффективными психологическими приемами профилактики и коррекции. Мы оказываем помощь амбулаторно, можно оформить вызов платного психиатра на дом и располагаем собственным частным стационаром. По программам Клиники доктора Исаева работает уникальный реабилитационный центр для подростков в Москве, где ребятам помогают преодолеть сложный период и начать жить здоровой и счастливой жизнью.
Получите бесплатную консультацию о психологической профилактике подростков прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
Психологическая профилактика девиантного поведения подростков
В узком смысле девиантными считаются те формы поведения, которые воспринимаются обществом как нежелательные, требующие предупреждения и коррекции. Они признаются деструктивным, поскольку угрожают выживанию личности и общества в целом. Они обладают следующими признаками:
- отклонение от норм общественного развития (индивидуальная линия развития человека расходится с доминирующими в обществе ценностями и тенденциями);
- дестабилизация (форма поведения приносит страдания самой личности и ее окружению);
- негативная социальная оценка (социум оценивает подобное поведение как отрицательное, нежелательное, требующее исправления);
- компенсаторность (деструктивные поведенческие акты компенсируют психологическое неблагополучие человека и его социальную дезадаптацию).
В целях эффективной профилактики и психологической помощи подросткам с деструктивным отклоняющимся поведением следует в первую очередь учитывать факторы социальной среды и персональные психологические факторы:
- Социальные средовые факторы – неполноценное функционирование социальных институтов (глубокий психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием семьи, недостаточная психологическая профилактика в школе, социальная несправедливость, безнадзорность и отсутствие условий для самовыражения);
- Персональные психологические факторы – оппозиционность, эгоцентричность, девиантные ценности, дефицит коммуникативных навыков, эмоциональные нарушения, неэффективная саморегуляция, проблемы с самооценкой, когнитивные искажения и другие дезадаптивные характеристики личности.
Причины деструктивного поведения
Средовые причины
Персональные причины
Факторы внешней природной среды
(Не поддаются значительному изменению)
Персональные биологические факторы
(Не поддаются значительному изменению)
Факторы социальной среды
(Поддаются значительному изменению)
Персональные психологические факторы
(Поддаются значительному изменению)
Психологическое воздействие на подростка
Профилактические мероприятия должны быть связаны с комплексной деятельностью профильных специалистов системы образования, клинических и семейных психологов. Исследователи, изучающие подростковые девиации, суицидальное, антисоциальное и аддиктивное поведение молодежи, отмечают, что при эффективном педагогическом и психологическом воздействии на подростков профилактика дает весьма ощутимые результаты. Как уже отмечалось, лучше всего поддаются коррекции черты, сформировавшиеся как инструменты социальной адаптации на личностно-рефлексивном и социально-средовом уровнях.
Программа психологической профилактики: цели и задачи
Цели профилактической деятельности в отношении представителей подрастающего поколения из групп риска заключаются в их социальной защите и успешной адаптации в социуме, формировании у них положительных личностных качеств, а также развитии навыков, необходимых для организации здорового образа жизни. Исходя их этих целей определяются ключевые задачи психологической профилактики подростков:
- формирование ценностного отношения к жизни;
- предупреждение аутодеструктивного и суицидального поведения;
- обучение конструктивному взаимодействию, навыкам экологичного разрешения конфликтов;
- стабилизация детско-родительских отношений;
- формирование навыков безопасного и ответственного поведения;
- предупреждение насилия, правонарушений;
- психологическая профилактика аддиктивного поведения.
Задачи специалистов, работающих с подростками, заключаются в создании безопасной среды, обеспечивающей необходимые условия для жизненной адаптации, своевременном выявлении групп социального риска, тесном и продуктивном взаимодействии с семейной системой. Также в круг задач входят организация психообразовательной работы, оказание психологической помощи дезадаптированным подросткам, организация их досуговой деятельности, коррекция личностных качеств молодых людей с поведенческими отклонениями.
Виды (уровни) профилактики
Профилактическая работа условно разделяется на три уровня:
- Первичная профилактика (предупреждающая, превентивная) – направлена на недопущение появления неблагоприятных факторов, способствующих формированию деструктивных убеждений и девиантного поведения, а также на повышение устойчивости личности подростков к влиянию подобных факторов.
- Вторичная психологическая профилактика (интервенция) – направлена на выявление групп риска и недопущение развития начальных проявлений личностной и социальной деформации; на этом уровне предполагается включение в работу узкопрофильных специалистов.
- Третичная профилактика (коррекция) – направлена на решение конкретных задач, связанных с поведенческими нарушениями, например, на предупреждение рецидивов или более тяжких последствий уже сформированного девиантного поведения; предполагается включение в работу специалистов-реабилитологов.
Третий уровень профилактики деструктивного отклоняющегося поведения подростков объединяет в себе задачи этапа реабилитации и ресоциализации. В стенах реабилитационного центра для несовершеннолетних и молодежи «Двойной Диагноз.Джуниор» создаются условия, актуализирующие и внедряющие в сознание подростка социально приемлемые формы поведения, изменяющие его повседневный образ жизни. Через полезные виды деятельности моделируется стиль жизни, в котором нет места поведенческим девиациям.
Проблема деструктивного девиантного поведения
Проблема поведенческих нарушений среди подростков давно уже перестала считаться только психолого-педагогической – она стала социальной. Причинами отклонений в психосоциальном развитии могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи-психиатры и неврологи. В основе ментального неблагополучия и социальные вызовы, и цифровизация, и определенные стили семейных взаимоотношений, ведущие к формированию девиантного поведения. В глобальном смысле целью предотвращения девиантного поведения подростков и профилактирования личностно-социальных рисков в подростковом возрасте является предупреждение негативных направлений индивидуальной жизненной траектории – агрессивности, криминализации, зависимости и саморазрушения.
Социально-психологическая профилактика агрессии

Агрессивность и жестокость как свойства личности формируются в детском и подростковом возрасте. Изначально акты агрессии возникают как ситуативные явления, вызванные внешним воздействием, однако при отсутствии профилактического воздействия и коррекции постепенно приобретают устойчивый характер. Ненормативная агрессивность у подростков – это или паттерн поведения, закрепившийся в семье, либо функция защиты. Если молодой человек воспринимает окружающий мир как угрозу, имеет низкий уровень эмпатии, не умеет распознавать эмоции (кроме гнева), сверхчувствителен к критике, заранее настроен на негативное отношение к себе, не оценивает собственное поведение как агрессивное, не способен брать на себя ответственность и обвиняет других в своих деструктивных поступках, – с ним необходимо вести профилактическую работу.
Психолого-педагогическая и психологическая профилактика агрессивного поведения среди подростков нужна, чтобы предупреждать:
- ситуации коллективной травли в подростковых группах;
- формирование устойчивых агрессивных моделей поведения;
- развитие тревожности, депрессии, снижения самооценки из-за осуждения окружающими;
- риски формирования аддикций как способа снятия напряжения;
- переход от агрессивного к делинквентному (противоправному) поведению.
Профилактические меры по предотвращению буллинга в школе
Огромной проблемой для социума является вид группового эмоционального и/или физического насилия – школьный буллинг, а также его разновидность – кибербуллинг (травля в интернете). По данным экспертов несовершеннолетние, подвергающиеся травле, часто страдают от тревоги и клинической депрессии, совершают суицидальные попытки. При этом подростки-инициаторы буллинга, как правило, демонстрируют антисоциальные, криминальные и девиантные формы поведения, чаще других сверстников употребляют психоактивные вещества. Поведенческие нарушения на базе агрессивности личности должно профилактироваться на всех уровнях работы с подростками. В рамках психологической профилактики в школе необходимо:
- проводить регулярные беседы с учащимися, где обсуждаются подобные ситуации из жизни;
- совместно с ребятами создавать и распространять информационные материалы;
- поддерживать благоприятный климат в коллективе подростков;
- проводить психологические занятия по профилактике буллинга с приглашенными психологами;
- взаимодействовать с родителями, информируя о способах поддержки детей, ставших жертвами травли, а также о способах налаживания отношений с агрессивными подростками.
Предупреждение аддиктивного (зависимого) поведения
Профилактическая работа с подростками, склонными к развитию зависимостей, направлена на создание условий для самореализации формирующейся личности социально позитивными способами и устранение факторов риска. Деятельность в рамках профилактики должна включать в себя несколько этапов:
- Диагностика личностных особенностей, влияющих на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, отсутствие эмпатии);
- Психологическая коррекция – направлена на снижение влияния социальных рисков и усиление факторов защиты.
- Формирование поддерживающей компенсаторной среды, где формируется психологически комфортное пространство, основанное на доверии, позитивном эмоциональном фоне, доброжелательных взаимоотношениях и сотрудничестве.
- Взаимодействие с близкими (психологическое консультирование, диагностика особенностей воспитания, психообразовательные беседы).
Наши специалисты
Наталевич Анастасия Михайловна
Старший клинический психолог
13 лет стажа
Клинический психолог, гештальт-терапевт, семейный психолог. Работает с неврозами, депрессиями, навязчивыми состояниями, различными формами зависимого поведения
Подробнее
Морозова Евгения Владимировна
Клинический психолог
19 лет стажа
Ведущий специалист по психологическому сопровождению зависимых и их родственников. Специалист по телесно-ориентированной терапии
Подробнее
Радзюк Ольга Геннадьевна
Клинический психолог
21 год стажа
Клинический психолог, гештальт терапевт, юнгианской аналитик. Работает с различными формами зависимого и созависимого поведения, депрессии, ПТСР, кризисы, утраты
Подробнее
Профилактика суицидального поведения подростков
Согласно клиническим данным, аутодеструктивная и суицидальная активность резко возрастает именно в подростковом возрасте, достигая своего максимума в 15-19 лет. Ввиду незрелости суждений и отсутствия жизненного опыта даже мелкая конфликтная ситуация может показаться подростку безвыходной, а значит, чрезвычайно суицидоопасной. За аутодеструктивным и суицидальным поведением обычно стоят следующие причины: изоляция (никто не понимает, не интересуется), беспомощность (невозможность контролировать свою жизнь), безнадежность (будущее не сулит ничего хорошего), чувство собственной незначимости (низкая самооценка, стыд, уязвленное чувство собственного достоинства). Особенности психологической профилактики суицидального поведения подростков заключаются в:
- информировании и превентивной работе, психологической поддержке;
- раннем выявлении признаков аутоагрессии, суицидальных признаков;
- психолого-педагогическом, профессиональном сопровождении подростков из группы риска;
- профилактике психологического состояния, направленной на предотвращение рецидивов (это реабилитация, социальная адаптация, комплексная работа с семьей).
Реабилитация, как залог
успешного лечения
Гарантия длительной
ремиссии
Комплексная работа
специалистов
Полноценное
возвращение в социум
Восстановление
интересов в жизни
Узнать больше
Минимализация рисков правонарушений несовершеннолетних
Профилактика в отношении преступности несовершеннолетних, их социально-паразитарного поведения должна быть совместной деятельностью всех агентов социализации: родителей и близких, образовательных учреждений, психологов и врачей, правоохранительных органов, различных социальных и общественных организаций. Раскрывая социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних, специалисты указывают и на то, что обществу следует учитывать психологический аспект формирования делинквентного поведения. Люди рождаются равными, но разными, каждый развивается и формируется как личность под влиянием социокультурных факторов. У подростков такими факторами часто выступают несложившиеся взаимоотношения со сверстниками и учителями, неблагоприятное влияние семьи, приобщение к значимым для них группам антиобщественной направленности.
Профилактическая деятельность в отношении несовершеннолетних, склонных в правонарушениям, должна включать в себя:
- правовое просвещение (первичная психологическая профилактика);
- мониторинг и диагностику в группах риска;
- взаимодействие с семьей;
- психокоррекционную работу (консультирование, коррекция негативных паттернов поведения, деятельность по выведению из-под отрицательного влияния микросреды, ресоциализация с формированием позитивных жизненных интересов и целей).
Известно, что в подростковом возрасте для человека чрезвычайно значимо деятельное общение. Подростки нуждаются в том, чтобы быть принятыми кругом сверстников, для них важно чувство сопричастности. В данном аспекте одним из ключевых средств психологической профилактики может быть переориентация через позитивный подростковый коллектив (например, вовлечение в волонтерскую или иную социально полезную деятельность).
В подростковом реабилитационном центре «Джуниор» (Москва) внедрена система наставничества, где более опытные участники добровольно помогают другим приобрести необходимые навыки и справиться с трудностями. Такая деятельность направлена на помощь в адаптации, социализации и снижает риск рецидивов.
Методики диагностики деструктивного поведения
Методики диагностики личностных особенностей, влияющих на формирование деструктивного поведения:
- социального развития и морально-ценностной сферы;
- саморегуляции;
- психоэмоциональной сферы;
- межличностных отношений и коммуникативной компетентности;
- самооценки, самосознания;
- мотивационно-потребностной сферы;
- индивидуально-типологических особенностей, акцентуаций характера
Комплексные методики диагностики склонности к деструктивному поведению
- Методики диагностики признаков деструктивного поведения
- Методики диагностики отдельных видов деструктивного поведения:
- делинквентного поведения (противоправного);
- аддиктивного поведения (химических и нехимических зависимостей);
- отклоняющегося поведения на базе агрессивности личности;
- суицидального поведения;
- патологичного сексуального и репродуктивного поведения;
- социально-паразитарного поведения;
- отклоняющегося поведения на основе нарушений социально-личностной самореализации
Методики по контролю психологического состояния подростков
Различные стрессоры, с которыми сталкиваются молодые люди в подростковом периоде, способствуют развитию психоэмоциональных нарушений, социальной дезадаптации и без своевременной профилактики могут приводить к отклоняющемуся поведению. Как правило, психолог выбирает подход в каждому индивидуально. Основные методы, к которым прибегают специалисты:
- Информирование (как подростка, так и его родителей) применительно к проблеме, желательно на примерах из обычной жизни;
- Самораскрытие психолога как метод побуждения подростка тоже поделиться своими переживаниями;
- Метод аргументации (косвенное убеждение);
- Поиск новых жизненных целей, если подросток хотел бы что-то изменить, но не знает как.
В практике специалиста-психолога существует ряд прикладных методик, с помощью которых можно контролировать психологическое состояние, профилактируя осложнения и девиации. Вот некоторые из них:
- дыхательные упражнения, аутотренинг (помогают сбросить психоэмоциональное напряжение);
- рефлексия с оценкой произошедших событий (позволяет осмыслить сложные ситуации);
- техники нервно-мышечной релаксации (помогают снять или уменьшить степень травмирующих переживаний доступными и безопасными способами);
- техника произвольного переключения внимания (облегчает способность быстро переключаться после конфликтов);
- различные хобби, музыкотерапия, арт-терапия, зоотерапия (помогают снижать уровень стресса).
Цены на психологическую профилактику
- Прием в клинике
- Реабилитация
Услуги |
Цена |
|
Психопатологическое обследование |
5 000 ₽ |
Заказать |
Индивидуальное клинико-психологическое консультирование (сессия) |
5 000 ₽ |
Заказать |
Семейное клинико-психологическое консультирование (сессия) |
5 000 ₽ |
Заказать |
Индивидуальная клинико-психологическая коррекция |
5 000 ₽ |
Заказать |
Услуги |
Цена |
|
Комплексная реабилитация в современном центре, групповые занятия, работа с психологом |
от 3 550 ₽ |
Заказать |
Программа "Эконом" |
от 2 000 ₽ |
Заказать |
Программа "Стандарт" |
от 3 550 ₽ |
Заказать |
Программа "Оптимум" |
от 6 000 ₽ |
Заказать |
Программа "Оптимум+" |
от 7 150 ₽ |
Заказать |
Программа "Двойной диагноз+" |
от 7 850 ₽ |
Заказать |
Программа "Премиум" |
от 27 000 ₽ |
Заказать |
Все цены
Инструменты психологического обследования подростков в Клинике Исаева
Организация психологической профилактики и эффективность профилактической работы во многом зависит от выявления молодых людей, склонных к деструктивному девиантному поведению. Такая работа
должна вестись комплексно и включать в себя:
- наблюдение и оценку на основе знания маркеров деструктивного поведения различных видов (агрессивного, аутодеструктивного, аддиктивного, асоциального и делинквентного);
- регулярные скрининговые психологические исследования личностных особенностей, связанных с формированием отклоняющегося поведения;
- индивидуальную психодиагностику с помощью методик диагностики факторов риска развития кризисных состояний у подростков, что позволяет разрабатывать эффективные программы профилактики.
В рамках психодиагностики специалисты нашей клиники используют наиболее продвинутые и эффективные методики оценки личностных особенностей и выявления склонности к деструктивному образу жизни:
- Миннесотский многоаспектный личностный опросник (MMPI) для исследования индивидуальных особенностей и психических состояний личности;
- Калифорнийский многомерный психологический опросник (СРI), ориентированный на социально-психологические аспекты личности;
- Шкала личностной тревожности для подростков А. Прихожан;
- Подростковый опросник депрессии А. Бека;
- Опросник исследования ситуационной и личностной тревожности у подростков Ч. Спилберг;
- Шкала оценки влияния травматического события (IES-R), ориентированная на выявление и оценку выраженности симптомов ПТСР;
- Объемная группа методик, направленных на исследование высших когнитивных функций (оценочные тесты состояния памяти, внимания, мышления, способности ориентироваться в пространстве и во времени и другие);
- Различные проективные методики: структурные (тесты Роршаха, Хольцмана), экспрессивные («Дом-Дерево-Человек», «Рисунок несуществующего животного»), интерпретирующие (тест фрустрационных реакций Розенцвейга, тест руки Вагнера), методики дополнения (тест незаконченных предложений Сакса-Леви и другие).
Клиника доктора Исаева в Москве предлагает весь спектр медико-социальной помощи «трудным» подросткам и их семьям. Это психодиагностика, психологическое консультирование, психологическая профилактика, психокоррекция, тренинги и психотерапевтические занятия, а также индивидуальные реабилитационные программы. Если ваша семья столкнулась с проблемой отклоняющегося поведения и вам необходима профессиональная поддержка в психокоррекции и психологической профилактике подростка, свяжитесь с нами: +7 (495) 106-92-71.
Часто задаваемые вопросы
Относится ли аддиктивное поведение к подростковым девиациям?
Аддкитивное (зависимое) поведение является одной из форм отклоняющегося (девиантного) поведения. Оно характеризуется бегством человека от существующей реальности: в тело (анорексия, булимия), в работу (трудоголизм), в виртуальный мир (игромания, цифровая зависимость), в секс, и конечно, в употребление психоактивных веществ (наркомания и алкоголизм). Большинство взрослых наркоманов начали употреблять наркотики еще в подростковом возрасте, а большинство лиц, регулярно употребляющих ПАВ – это подростки, поэтому профилактика алкоголизма и наркомании, психологическая работа в группах риска очень важны. Сформировавшееся аддиктивное поведение требует внимания специалистов: психологов, девиантологов, аддиктологов, психотерапевтов, реабилитологов и социальных педагогов.
Как уговорить подростка пойти к психологу?
Не нужно давить и заставлять. Дайте понять, что обеспокоены и хотите помочь. Чтобы создать правильную мотивацию, расскажите личную историю, когда вы испытывали похожие чувства и нуждались в помощи. Объясните, что сейчас это может сделать психолог, а вы будете рядом и всячески поддержите. Будьте искренними. Если вам нужен совет в конкретной ситуации, обратитесь за помощью к специалистам Клиники д-ра Исаева. Мы подскажем, как действовать, и обязательно предложим путь к решению проблемы.
Что делать родителям, чтобы снизить риски асоциального поведения подростков?
Родители являются одними из важнейших агентов психологической профилактики подростков. Нужно разговаривать с детьми, интересоваться их внутренними проблемами, учить справляться с жизненными трудностями и личными переживаниями здоровыми способами, использовать конструктивные методы поощрения и наказания, поддерживать те виды деятельности, где подросток сможет реализоваться и стать успешным. Также важно вовремя замечать и не игнорировать даже незначительные перемены в поведении, т.к. асоциальность сначала проявляется эпизодически. Если появляется ощущение, что не справляетесь, – смело просите о помощи профессионалов.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
Статьи по теме
Психологические зависимости у подростков
Наше общество чрезвычайно подвержено влиянию зависимостей и компульсивных проблем. В связи с этим не приходится удивляться тому, что подрастающее поколение особенно восприимчиво к вещам, которые стимулируют дофаминовые рецепторы, дарят эйфорию или являются способом ухода от страхов или стресса…
Подробнее
Психологические риски подростков
Подростковый период – пора интенсивного формирования личности, когда молодые люди сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем…
Подробнее
Психологическая коррекция поведения подростков
Период взросления – непростое время. Ранее милый и послушный ребенок вдруг становится импульсивным и упрямыми, а всегда активный и очень общительный внезапно замыкается в себе и пытается отгородиться от окружающего мира…
Подробнее
Как строится работа психолога с подростками
Как известно, подростковый период характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни. Примерно в 11-12 лет начинается этап крутых перемен не только в физиологии, но и в психологии…
Подробнее