Проверял главврач клиники Петров Даниил Сергеевич

Нарушения сна

Нарушения сна 一 распространенная проблема среди людей любого возраста и обоих полов. По данным статистики, теми или иными расстройствами сна страдает около 8-15% взрослого населения. У пожилых людей этот показатель значительно выше 一 более 55%, причем женщины страдают инсомнией чаще, чем мужчины (соответственно в 50% и 25% случаев).

К нарушениям сна относится широкий спектр расстройств, проявляющихся в трудностях засыпания, ночных или ранних пробуждениях, излишней чуткости сна. Нарушения сна сильно снижают качество жизни, мешают нормальному восстановлению физических и моральных сил, приводят к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, постоянному ощущению усталости.

Классификация нарушений сна

Нарушения сна подразделяют на инсомнию (бессонницу, трудности засыпания или поддержания сна) и гиперсомнию (повышенную сонливость).

Инсомния по причинам возникновения делится на следующие виды:

• психосоматическая 一 обусловленная психоэмоциональными расстройствами;
  • связанная с употреблением алкоголя или лекарственных средств 一 бывает при хроническом алкоголизме, приеме психотропных препаратов или их отмене;
  • обусловленная психопатологиями;
  • вызванная дыхательными нарушениями во время сна;
  • обусловленная “синдромом беспокойных ног” или мышечными судорогами в ночное время;
  • связанная с другими нарушениями.

Гиперсомния бывает следующих видов:

• психофизиологическая 一 может быть связана с особенностями нервной системы или нарушениями психоэмоционального фона;
  • связанная с употреблением спиртного, каких-либо лекарств;
  • обусловленная расстройствами психики;
  • нарколепсия;
  • связанная с нарушениями дыхания во сне.

Выделяют также паросомнии 一 патологические состояния, связанные со сном или пробуждением:

• лунатизм;
  • ночные страхи;
  • ночное недержание мочи;
  • эпилептические приступы в ночное время и др.

Наиболее частые причины нарушений сна можно свести к следующему:

• неприятные, тревожные мысли перед сном, эмоциональные переживания, состояние стресса;
  • физический дискомфорт перед сном (зуд, боль, судороги и др.);
  • внешние раздражители, мешающие уснуть (свет, звуки, температура воздуха);
  • взвинченность нервной системы, связанная с приемом психоактивных веществ (кофе, чай, сигареты, алкоголь, энергетики);
  • злоупотребление лекарственными препаратами;
  • соматические или психические заболевания;
  • нарушения суточного ритма (при сменных или вахтовых работах, авиаперелетах и др.);
  • нарушение гигиены сна;
  • ночные кошмары;
  • нарушения сердечного ритма, дыхания во время сна и др.

Симптомы

Нарушения сна могут проявляться по-разному в зависимости от вида расстройства. При психосоматической инсомнии отмечаются трудности с засыпанием, частые ночные пробуждения, поверхностный неглубокий сон, часто с ночными кошмарами и невозможностью уснуть после пробуждения, в том числе ранним утром. Все это приводит к ощущению разбитости, усталости в течение всего дня, снижению трудоспособности, подавленному настроению, раздражительности, сонливости.

При постоянной бессоннице трудности засыпания усугубляются тревожным ожиданием наступления ночи и опасением, что она тоже окажется бессонной. Это ведет к хроническому переутомлению, эмоциональной неустойчивости, развитию неврозов и психических нарушений.

Хронический алкоголизм часто сопровождается ночными пробуждениями с ощущением острой тревоги. При приеме психотропных препаратов нередки нарушения сна с кратковременными засыпаниями и частыми пробуждениями ночью, сон при этом неглубокий и поверхностный, не дающий полноценного отдыха.

При психических расстройствах больные не могут подолгу уснуть из-за сильного чувства тревоги, страха, ночью часто просыпаются от малейших звуков или других раздражителей, а днем чувствуют себя усталыми, вялыми, разбитыми.

Нарколепсия проявляется внезапными кратковременными засыпаниями днем, во время однообразной или какой-либо активной деятельности.

При появлении проблем со сном следует обязательно обратиться к врачу-терапевту или неврологу, чтобы выявить истинные причины бессонницы и подобрать оптимальное лечение.

Последствия

Отсутствие нормального сна существенно снижает качество жизни и влечет за собой множество негативных последствий и рисков:

• растет вероятность злоупотребления снотворными препаратами;
  • из-за снижения скорости реакции и концентрации внимания увеличивается риск ДТП и несчастных случаев на производстве;
  • снижается успеваемость в учебе, ухудшается память;
  • повышается риск развития психических расстройств, депрессии, алкоголизма, лекарственной зависимости;
  • усугубляется течение многих соматических заболеваний (болезни сердечно-сосудистой системы, ЖКТ и др.);
  • снижается общая резистентность организма и его сопротивляемость;
  • снижается продолжительность жизни.

Нарушения сна наносят серьезный вред всему организму и требуют лечения квалифицированными специалистами.

Что делать при нарушениях сна

Существуют рекомендации, которые помогут не допустить нарушений сна или исправить их полностью или частично:

1. Исключить эмоциональное напряжение и физические нагрузки за несколько часов до сна.
  2. Ограничить употребление кофе, чая, энергетиков после обеда и вечером.
  3. Стараться ложиться спать в одно и то же время, добавляя дополнительные 15-20 минут для расслабления.
  4. Исключить просмотр телевидения, пребывание в Интернете, разговоры по телефону за 1-2 часа до сна.
  5. Создать свой собственный ритуал отхода ко сну 一 теплая ванна или душ перед сном, вечерняя прогулка, чтение легкой книги и т.д.
  6. Создать в помещении оптимальный температурный режим, устранить все источники шума и яркого света.
  7. Исключить прием трудноперевариваемой, тяжелой пищи вечером.
  8. Исключить дневной сон, особенно послеобеденный.

Если эти рекомендации не помогают наладить сон, обратитесь к квалифицированным специалистам 一 терапевту, неврологу, психотерапевту, психиатру. Ни в коем случае не пытайтесь победить бессонницу самостоятельным приемом снотворных препаратов, их может назначать только ваш врач.

Диагностика и лечение

Диагностикой нарушений сна могут заниматься такие специалисты, как терапевт, невролог, психиатр. Лечение предполагает, прежде всего, устранение основной причины или соматического заболевания. Для нормализации сна и психоэмоционального состояния могут назначаться те или иные психотропные препараты (антидепрессанты, седативные, снотворные средства, ноотропы и др.).

Очень важным звеном в лечении бессонницы является психотерапия. Хороший эффект дают немедикаментозные методы в виде массажа, ЛФК, дыхательных упражнений, водных процедур, релаксирующих аутотренингов и др.

В клинике доктора Исаева лечение нарушений сна проводится с помощью современных проверенных методик, доказавших свою высокую эффективность и безопасность. Наши врачи 一 специалисты экспертного уровня с большим опытом в сфере неврологии, психиатрии, наркологии и других смежных дисциплин.

Благодаря прекрасному оснащению клиники, применению передовых терапевтических методик, исключительному профессионализму врачей и индивидуальному подходу к лечению пациентов мы достигаем отличных результатов даже в сложных клинических случаях.

Чтобы обратиться к нам за помощью, позвоните по телефону 8 (495) 367-30-99 или воспользуйтесь удобной онлайн-формой. Мы сможем позаботиться о вас!

Нужно ли ложиться в стационар клиники для лечения бессонницы?

Лечение нарушений сна в нашей клинике можно проходить, как стационарно, так и амбулаторно. Это зависит от проявлений и выраженности расстройства, физического и психического состояния пациента, наличия сопутствующих заболеваний, химических зависимостей и т.д.

Не придется ли становиться на учет в ПНД, если обратиться к вам?

Мы проводим лечение наших пациентов с соблюдением строгой анонимности. Никакие данные о самом пациенте и его болезни не разглашаются третьим лицам, поэтому на учет в психоневрологический диспансер становиться не придется.

Нужно ли лечить бессонницу, если можно просто принимать снотворное?

При любых нарушениях сна обязательно нужно обратиться к квалифицированному специалисту. Только после обследования можно будет понять, что стало причиной расстройства и подобрать для него правильное, эффективное лечение.

Самостоятельные попытки приема снотворных препаратов часто лишь усугубляют проблему и становятся причиной развития еще более тяжелых психоэмоциональных нарушений. В лучшем же случае снотворные средства просто не помогают или прекращают помогать со временем, и больному все равно приходится идти к врачу.