ул. Бабаевская, 6как проехать
+7 (495) 290-91-34

Круглосуточная помощь

Депрессия в менопаузе
Почему мы уверены, что поможем вам при депрессии в менопаузе?
  1. Мы постоянно обновляем свои данные о лечении депрессий, тесно сотрудничая с международным медицинским сообществом.
  2. Знаем все об особенностях протекания депрессии в менопаузе.
  3. Учитываем влияние как психологических, так и физиологических (в том числе, гормональных) факторов.
  4. Не пытаемся закармливать пациентов таблетками, но помогаем им найти реальный выход из проблемы.
  5. Каждый сеанс наших психотерапевтов нацелен на определенный результат, который проговаривается заранее.
  6. Консультируем онлайн и готовы прийти на помощь в любое время.
выбрать врача

Проверял врач-психиатр Еремин Алексей Валентинович

Причины развития депрессии в менопаузе

По статистике, до 15% женщин сталкиваются с депрессивным расстройством при менопаузе.

Причиной становится сложное сочетание психологических и физиологических факторов.

Почему развивается депрессия в менопаузе
Физиологические факторы Психологические факторы

Гормональные перестройки, в ходе которых:

·         колеблется уровень эстрогенов;

·         резко падает уровень серотонина (так называемого «гормона хорошего настроения»).

·         негативные мысли о старении

·         тяжелая реакция на внешние изменения

·         не проработанные ранее с психотерапевтом стрессы и кризисы взрослого периода

·         депрессивные расстройства в прошлом

·         страх перед будущим

Это только основной список. Психологических причин может быть много больше. На фоне гормональных изменений и падения уровня серотонина женщине в принципе сложнее испытывать радость. Сопровождающие менопаузу приливы, нарушения сна, головные боли, чувство усталости выматывают и физически, и психологически. Ко всему этому добавляются мысли о будущем. Традиционно менопауза воспринимается как «точка отсчета», с которой начинается старение. В голове тут же возникают мысли о внешнем увядании, о том, что «жизнь уже кончена». Такие факторы как лишний вес, отсутствие близких отношений, социальная нестабильность только добавляют психологическую нагрузку.

Разговоры с друзьями, родственниками, попытки подбодрить редко оказываются эффективны. В том числе, потому что в данном случае большую роль, в первую очередь, все-таки играет гормональный фактор.

Поэтому при депрессии в менопаузе необходима профессиональная медицинская помощь.

Симптомы депрессии в менопаузе

Симптоматическая картина расстройства не отличается от общих для депрессии признаков. В основном проявляется классическая депрессивная «триада»:

• утрата способности радоваться (ангедония);
  • эмоциональная и двигательная заторможенность;
  • негативизм суждений, пессимизм.

Развитие болезни также могут сопровождать:

• нарушения сна;
  • снижение или резкий рост аппетита;
  • повышенная утомляемость;
  • ослабление памяти, внимания, способности к концентрации.

Со стороны это выглядит так, как будто больной депрессией чудовищно устал от жизни и не видит в дальнейшем никаких перспектив.

Обычно для постановки диагноза «депрессия» требуется, чтобы симптомы проявлялись в течение 2 недель. Однако в менопаузе желательно обратиться к врачу при первых признаках заболевания. Особенно, если у пациентки поздняя менопауза (в возрасте 50 – 55 лет), когда ситуация может осложняться ранней деменцией.

Лечение депрессии в менопаузе

Включает в себя два «этапа»:

• медикаментозную терапию – для нормализации гормонального фона, работы нервной системы, а также для устранения части симптоматики (например, для нормализации сна);
  • психотерапию – помогающую разобраться в психогенных факторах депрессии и устранить их, заново сформировать позитивные сценарии жизни, избавиться от страхов, фобий и травм из прошлого, овладеть методами психологической самопомощи.

В клинике Исаева работает уникальный специалист – психиатр-эндокринолог, который специализируется, в том числе, на расстройствах эндокринной системы, влияющих на психическое состояние. Благодаря двойной компетенции он может точно определить, лежит ли причина депрессии в области гормонального расстройства или психогенных факторов, или же речь идет о наиболее распространенном «двойном влиянии», и назначить соответствующее лечение.

При назначении медикаментозной терапии обязательно учитываются сопутствующие заболевания.

Кроме того, врачи нашей клиники прекрасно понимают, какое беспокойство у пациенток вызывает риск набрать лишний вес. Поэтому мы подбираем лекарства, имеющие минимальный риск влияния на обмен веществ и постоянно отслеживаем состояние пациентки, чтобы при необходимости скорректировать назначение.

Можно ли избежать депрессии в менопаузе?

Гарантированно предсказать это невозможно. Однако риск развития депрессии в менопаузе можно снизить, если еще в начале гормональных изменений начать соответствующее лечение и заблаговременно проработать психологические проблемы на сеансах психотерапии.

Врач-психиатр
Заведующий отделением