Неделя толерантности с приглашением представителей НКО, борющихся с проблемой буллинга и психологического насилия
Девиантное (отклоняющееся) поведение школьников является одной из острых социально-педагогических проблем современной России. Участившиеся случаи агрессии, буллинга, систематических прогулов, вандализма и кибердевиаций не только нарушают учебный процесс, но и создают риски для психологического климата в детских и подростковых коллективах. По данным исследований, до 40% подростков в российских школах сталкиваются с проявлениями отклоняющегося поведения, что свидетельствует о системном характере проблемы. Особую тревогу в разрезе девиантного поведения подростков в школе вызывает рост деструктивных тенденций в молодежной среде, которые часто маскируются под «норму» субкультур или интернет-трендов. Ситуация требует пересмотра традиционных подходов к профилактике отклоняющегося поведения школьников, где ключевая роль должна отводиться не только системе образования, но и семье.
В этой статье разберемся в причинах девиантного поведения в школе и средовых факторах, оказывающих влияние на формирование деструктивных поведенческих моделей. Поговорим о том, что дефицит доверительного общения в семьях, низкая вовлеченность родителей в школьную жизнь и нехватка психолого-педагогических ресурсов в системе образования усугубляют проблему. Успешная практика профилактики девиантного поведения в школе невозможна без объединения усилий семей, педагогов, психологов, социальных служб. Только комплексный подход, включающий раннюю диагностику, коррекцию семейных отношений и создание поддерживающей среды, способен остановить эскалацию девиаций. При этом постоянная работа по повышению родительской компетентности критически важна, ведь осознанное участие семьи в профилактических программах отклоняющегося поведения школьников – это ключ к формированию у подрастающего поколения устойчивых социальных и моральных ориентиров.
Специалисты Клиники доктора Исаева (Москва) глубоко погружены в текущие проблемы подростков и ведут масштабную работу по предотвращению и коррекции последствий подросткового кризиса. В разработанных нами программах профилактики и коррекции отклоняющегося поведения присутствует индивидуальное психологическое консультирование и различные психологические группы для подростков. Точечно работая с проблемой, мы всегда находимся в тесном контакте с окружением ребенка: сотрудничаем со школой, социальными службами и государственными ведомствами, а также профессионально взаимодействуем с семейной системой. Если ваш ребенок школьного возраста сталкивается с проявлениями девиантного поведения обучающихся, а школа даже при вашей активной заинтересованности не справляется, обратитесь за помощью в Клинику или вызовите врача психиатра на дом в Москве, чтобы избежать тяжелых последствий.
Что представляет собой феномен отклоняющегося поведения детей и подростков в средних образовательных учреждениях? Он представляет собой устойчивое нарушение социальных норм, правил учебного заведения и общепринятых моральных принципов со стороны учащихся. Девиантное поведение школьников может проявляться в различных формах:
По данным Института образования НИУ ВШЭ, около 30% школьников сталкиваются с буллингом, а каждый пятый подросток школьного возраста признается в актах осознанного вандализма. Эти цифры отражают не только личностные кризисы несовершеннолетних, но и подсвечивают системные пробелы в воспитательно-профилактической работе школы и семейном взаимодействии. Девиантное поведение ученика в школе не существует в вакууме: оно дестабилизирует учебный процесс, формирует токсичную атмосферу в классе и практически во всех случаях провоцирует цепную реакцию. В результате жертвы буллинга и киберпреследования теряют мотивацию к учебе, а агрессоры и молодые вандалы, не получая своевременной коррекции, рискуют закрепить девиации как модель взрослой жизни.
В российских реалиях ситуация усугубляется еще и недостатком школьных психологов. Так, по нормам Минпросвещения, на 300 учащихся должен быть один специалист, но это требование соблюдается далеко не во всех регионах и лишь в 40% случаев.
Если вы родитель юноши или девушки старшего школьного возраста, то вас, возможно, волнует вопрос, почему возникает кризис подросткового возраста и одно из его частых проявлений – поведенческие девиации в стенах школы. Как известно, подростковый период является важным и трудным этапом в жизни каждого человека. Это время выбора, которое во многом определяет всю последующую жизнь. В этом возрасте вырабатываются устойчивые поведенческие паттерны, формируются черты характера и способы эмоционального реагирования. Пик этих процессов приходится на период примерно с 14 до 17-18 лет.
Основные новые черты, появляющиеся в психологии старших школьников по сравнению с детьми младшего школьного возраста, – это потребность осознать себя как личность и начало перехода на более высокий уровень самосознания (подростковая реакция эмансипации). Ярко проявляется формирование своеобразного чувства зрелости, отношения к себе как к взрослому. И хотя физическое возмужание дает ощущение «взрослости», социальный статус подростка в семье и в школе особо не меняется. В этот момент и начинается борьба за признание своего права на самостоятельность, что нередко приводит к конфликту с реально взрослым окружением (учителями, законными представителями). Так возникает кризис подросткового возраста.
С другой стороны, практически на уровне инстинктов подросткам свойственно объединяться в группы со сверстниками (реакция группирования). Такая реакция является одной из важных особенностей психического развития на данном этапе. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежат юноша или девушка – просоциальной, где принято соблюдать нормы поведения в социуме и общепринятые моральные принципы, или асоциальной, члены которой пренебрегают подобными нормами. Когда реакция эмансипации консолидируется с реакцией группирования со сверстниками, риск девиантного поведения подростков в школе и в рамках других социальных взаимодействий возрастает.
В силу незрелости личности в поведении школьников часто отсутствует сопротивляемость отрицательному влиянию окружающей среды, поэтому в подростковых группах велика вероятность появления девиантных форм поведения.
Особую сложность представляет отклоняющееся поведение, маскирующееся под возрастной бунт или «норму» молодежных субкультур. Например, среди современных тинейджеров распространено увлечение закрытыми интернет-сообществами с деструктивным контентом, демонстративное пренебрежение учебой, эксперименты с психоактивными веществами. Для младших школьников более характерны вспышки немотивированной агрессии, ложь или кражи, что может быть связано с неумением выражать собственные эмоции или копированием деструктивных моделей поведения из неблагополучной семейной среды. Для старшеклассников наиболее характерны травля в интернете и троллинг, употребление запрещенных веществ, вандализм, селфхарм, расстройства пищевого поведения.
Пример из психолого-педагогической практики. В 2022 году в общеобразовательном учреждении одного из подмосковных городов группа старших подростков систематически портила школьное имущество. В ходе разбирательств выяснилось, что лидером группы являлся ребенок из внешне благополучной семьи, где родители, занятые карьерой, предпочитали компенсировать отсутствие эмоционального контакта с детьми денежными подарками. В дальнейшем работа педагога-психолога с девиантным поведением в школе и взаимодействие с семьей помогли пересмотреть систему поощрений и поведенческие нарушения удалось скорректировать. Этот случай иллюстрирует, как своевременное объединение усилий семьи и школы помогает предотвратить эскалацию проблемы.
Другой пример девиантного поведения школьников из практики. В 2023 году в одной из московских школ ученица средних классов стала объектом травли из-за «неправильной» одежды. Одноклассники создали чат, где публиковали фотографии жертвы с унизительными подписями. Девочка замкнулась, начала прогуливать уроки. Ее отец и мать, вовремя заметив изменения, обратились к руководству учреждения. Была проведена серия классных часов о толерантности, а педагог-психолог организовал индивидуальные сессии, причем, не только для жертвы и агрессоров, но и для пассивных наблюдателей из класса. В результате открытой работы кибертравля прекратилась, а родители всех участников буллинга осознали необходимость контроля за онлайн-активностью детей и негативными изменениями в их поведении.
Отклоняющееся поведение школьников – не просто проявление «трудного характера». Это маркер системных сбоев в связке семьи, общества и системы образования. Чтобы решить проблему, нужны не наказания, а глубокий анализ причин и кооперация всех участников воспитательно-педагогического процесса.
У старшеклассников (14-18 лет) отклонения в поведенческой модели часто связаны с поиском идентичности, давлением со стороны сверстников и кризисом взросления. В российских реалиях ко всему этому добавляются стрессы от учебных нагрузок, цифровизация жизни и заметная трансформация семейных ценностей. Чтобы предотвратить усугубление проблем, важно вовремя распознать тревожные сигналы.
Основные формы отклоняющегося поведения в старшей школе:
Хорошо организованный мониторинг девиантного поведения в школе и со стороны родителей позволяет своевременно определить явные и скрытые признаки, указывающие на проблему:
К особенностям российского контекста следует отнести сохранение влияния «групп смерти» (несмотря на блокировки Роскомнадзором), популярность криминальной романтики (музыка и фильмы про тюрьму и бандформирования), а также рост киберпреступности среди подростков. В 2023 году по данным МВД, 12% всех хакерских атак были совершены несовершеннолетними.
Эффективная работа по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников требует системного подхода при взаимодействия всех участников образовательного процесса. При этом необходимо учитывать социально-экономические особенности, уровень цифровизации и доступность психолого-педагогических ресурсов в конкретном учебном заведении. Это означает, что каждая школа должна разрабатывать стратегии, учитывающие ее уникальный контекст. Важно, чтобы профилактические меры не ограничивались разовыми акциями, а включали регулярный мониторинг эмоционального климата, гибкие программы поддержки и механизмы обратной связи, объединяющие учеников, педагогов и семьи в единую сеть взаимопомощи.
Дети девиантного поведения в школе часто сталкиваются с одиночеством и недопониманием, отсюда нередко произрастают корни существующих проблем. Работа с ребятами из группы риска должна включать в себя диагностику и коррекцию поведенческих нарушений, восстановление социальных навыков и профилактику рецидивов. Ключевым элементом такой работы должно стать создание поддерживающей среды, где трудный подросток почувствует себя принятым, например, внедрение программ наставничества со студентами-волонтерами или арт-терапевтических мастерских, где ребят научат выражать эмоции без агрессии. Кроме того, важно вовлекать родителей в процесс через тренинги по коммуникации и совместные проекты, чтобы из источника дополнительного стресса семья превращалась в ресурс для преодоления трудностей.
Выявление групп риска с отклоняющимся поведением – ключевой этап профилактики подростковых девиаций. По официальной статистике каждый третий школьник сталкивается с буллингом, а 15% ребят в средних и старших классах экспериментируют с ПАВ, поэтому ранняя диагностика жизненно важна. Агрессия, самоповреждения, систематические прогулы часто сигнализируют о глубинном неблагополучии – семейных конфликтах, одиночестве, цифровой зависимости. Диагностические исследования в образовательных учреждениях являются первым шагом профилактики. В рамках диагностики девиантного поведения в школе решаются следующие задачи:
В российских реалиях диагностика девиантного поведения подростков в школе нередко осложняется нехваткой школьных психологов, социальной стигматизацией проблемы, а зачастую и недоверием родителей к системе образования. Однако своевременно проведенные диагностические исследования, разработка на основании полученных данных и реализация плана мероприятий по девиантному поведению школьников позволяют предотвращать разрастание конфликтов, правонарушения, рост числа зависимых несовершеннолетних и подростковые суициды.
Важно понимать, что диагностика – это вовсе не практика «навешивания ярлыков», а первый шаг к оказанию помощи.
Инструменты диагностики детей в школе с девиантным поведением (навигатор профилактики для психолога):
Совет родителям: если ребенок отказывается от общения со школьным психологом, попробуйте предложить альтернативный вариант – записаться на анонимную консультацию к частному специалисту. Дело в том, что внутри школы могут быть определенные сложности и этические аспекты, связанные с конфиденциальностью и уровнем доверия (подросток может опасаться насмешек или наказания).
С целью коррекции поведенческих нарушений, восстановления социальных навыков и профилактики рецидивов у обучающихся должны использоваться следующие методы и инструменты:
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников, развитие у ребят из группы риска чувства самоуважения, социально-адаптивной личности, коррекция самооценки и протестного поведения в формате индивидуальной и групповой работы обязательно должны входить в коррекционно-профилактическую программу девиантного поведения школьников. Но этого будет недостаточно без вовлечения родителей. Необходимо разъяснять роль семьи в становлении личности школьника, подчеркивая влияние семейных взаимоотношений и методов воспитания на возникновение агрессивных и протестных реакций. Важно не только систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их родительской компетентности, но и привлечение к совместной деятельности, которая помогла бы членам семей находить общий язык, а взрослым завоевывать авторитет в глазах собственных детей.
Профилактика поведенческих девиаций – это не набор разрозненных мер, а целостная программа, которая должна объединять усилия педагогов, психологов, родителей и самих учеников. Ее цель заключается не только в том, чтобы предотвращать агрессию, аддикции или аутодеструкцию, но и создавать среду, где каждый школьник сможет чувствовать себя защищенным, услышанным, понятым и вовлеченным в позитивную деятельность. Отдельные примеры успешных программ профилактики девиантного делинквентного поведения подростков в школе доказывают: системная работа, сочетающая диагностику, мониторинг, просвещение и коррекцию, способна снизить уровень девиаций на 30-40% уже за год.
С целью профилактики девиаций в школе должны внедряться программы по медиации (разрешению конфликтов и примирению конфликтующих сторон через диалог), проводиться тренинги для учителей по раннему выявлению групп риска, создаваться психологически комфортные и безопасные условия для обращения учащихся за помощью (например, анонимные «ящики доверия»).
В семье, как бы родители не были заняты карьерой и прочими взрослыми заботами, важно находить время для регулярных бесед с детьми на тему школьной жизни, социально приемлемых форм общения, а также на обучение их цифровой гигиене (как блокировать агрессивных пользователей, настраивать приватность в социальных сетях).
Профилактические мероприятия необходимы для создания безопасной среды, формирования позитивных ценностей, снижения рисков для подростков-школьников. План мероприятий должен включать в себя несколько этапов. Пример плана профилактики девиантного поведения в школе:
Неделя толерантности с приглашением представителей НКО, борющихся с проблемой буллинга и психологического насилия
Квест с заданиями по настройке приватности в интернете и противодействию агрессорам
Встречи с людьми, которые смогли преодолеть себя и победить зависимость
Серия групповых занятий с психологом («Управление стрессом без вреда себе», «Развитие эмоционального интеллекта»)
Ты когда-нибудь задумывался, почему порой так сложно справиться с эмоциями или понять, что происходит вокруг? Предлагаем пройти тест, который поможет лучше разобраться в себе и понять, что происходит. Всего пара минут – и ты увидишь, как обстоят дела. Отвечай на вопросы честно, выбирая варианты: «да, часто» (2 балла), «иногда» (1 балл), «нет, никогда» (0 баллов). Тест анонимный (твои ответы останутся между тобой и экраном).
Поведенческие проблемы часто возникают из-за одиночества, стресса или влияния окружения. Помни: просить о помощи – вовсе не слабость, а смелость. Школа, родители и психологи помогут тебе справиться.
В современных условиях любое образовательное учреждение для несовершеннолетних наряду с основной деятельностью должно вести и социально-педагогическую, направленную на работу с детьми девиантного поведения в школе. В противном случае проявление девиаций и агрессивного поведения со стороны даже малой части обучающихся будет препятствовать достижению образовательных успехов у большинства детей. Каждый школьный руководитель решает эту проблему теми средствами, которые имеются в его административном арсенале: одни содержат ставку социального педагога, другие располагают возможностью сформировать полноценную социально-психологическую службу, третьи ограничиваются лишь тем, что включают эту работу в обязанности классных руководителей. Из-за нехватки ресурсов во многих случаях школа попросту не справляется.
Если вы родители подростка-школьника, в жизни которого уже сформировались серьезные проблемы (прогуливает, грубит учителям, участвует в травле одноклассников или стал замкнутым и отказывается посещать занятия), а школа при этом только разводит руками, – не отчаивайтесь. Для тех, кто неравнодушен к будущему своих детей и даже готов вкладывать дополнительные средства в индивидуальный подход и эффективность, существуют альтернативы. Можно обратиться со своими проблемами в государственные центры поддержки семьи или кризисные службы. Также существует вариант получения эффективной, комплексной и анонимной платной помощи. Например, давно и успешно работают с проблемой отклоняющегося поведения школьников и молодежи психологи и психотерапевты Клиники доктора Исаева. Мы ведем работу по всем ключевым направлениям:
Хотите узнать больше о современных методах лечения в психиатрическом стационаре, профилактики и коррекции девиаций, программах психосоциальной поддержки семей и подростков или заручиться помощью опытных профессионалов, которые помогут пережить подростковый кризис и справиться с проблемой деструктивного поведения в школе? Свяжитесь с Клиникой ментального здоровья доктора Исаева в Москве +7 (495) 106-92-71.
Услуги | Цена | |
Психопатологическое обследование | 5 000 ₽ | Заказать |
Прием врача психотерапевта | 5 000 ₽ | Заказать |
Индивидуальное клинико-психологическое консультирование (сессия) | 5 000 ₽ | Заказать |
Семейное клинико-психологическое консультирование (сессия) | 5 000 ₽ | Заказать |
Индивидуальная клинико-психологическая коррекция | 5 000 ₽ | Заказать |
Услуги | Цена | |
Комплексная реабилитация в современном центре, групповые занятия, работа с психологом | от 3 550 ₽ | Заказать |
Программа "Эконом" | от 2 000 ₽ | Заказать |
Программа "Стандарт" | от 3 550 ₽ | Заказать |
Программа "Оптимум" | от 6 000 ₽ | Заказать |
Программа "Оптимум+" | от 7 150 ₽ | Заказать |
Программа "Двойной диагноз+" | от 7 850 ₽ | Заказать |
Программа "Премиум" | от 27 000 ₽ | Заказать |