+7 (495) 106-92-71 Круглосуточно. Без выходных
Москва, ул. Бабаевская, 6
+7 (495) 106-92-71 Круглосуточно. Без выходных
Круглосуточно. Без выходных
Статьи по темам
  • Психиатрическая помощь 24/7:
    прием, обследование, лечение
  • Срочный вызов: за 30 мин
    приедем в любой район Москвы
  • Специалисты с непрерывным
    стажем работы более 10 лет
  • 100% гарантия анонимности,
    не ставим на учет в ПНД
  • Психологическая интервенция
    и мотивация на лечение

Девиантное поведение в школе

  • Возвращаем к здоровой жизни с 2013 года
  • Лучшие специалисты с опытом более 10 лет
  • Полная анонимность при оказании помощи
Содержание статьи:
Автор статьи
Старший психолог
Опубликовано 31.03.2025
Изменено 01.04.2025
Статьи по темам

Девиантное поведение в школе - коррекция в Москве

Девиантное (отклоняющееся) поведение школьников является одной из острых социально-педагогических проблем современной России. Участившиеся случаи агрессии, буллинга, систематических прогулов, вандализма и кибердевиаций не только нарушают учебный процесс, но и создают риски для психологического климата в детских и подростковых коллективах. По данным исследований, до 40% подростков в российских школах сталкиваются с проявлениями отклоняющегося поведения, что свидетельствует о системном характере проблемы. Особую тревогу в разрезе девиантного поведения подростков в школе вызывает рост деструктивных тенденций в молодежной среде, которые часто маскируются под «норму» субкультур или интернет-трендов. Ситуация требует пересмотра традиционных подходов к профилактике отклоняющегося поведения школьников, где ключевая роль должна отводиться не только системе образования, но и семье.

В этой статье разберемся в причинах девиантного поведения в школе и средовых факторах, оказывающих влияние на формирование деструктивных поведенческих моделей. Поговорим о том, что дефицит доверительного общения в семьях, низкая вовлеченность родителей в школьную жизнь и нехватка психолого-педагогических ресурсов в системе образования усугубляют проблему. Успешная практика профилактики девиантного поведения в школе невозможна без объединения усилий семей, педагогов, психологов, социальных служб. Только комплексный подход, включающий раннюю диагностику, коррекцию семейных отношений и создание поддерживающей среды, способен остановить эскалацию девиаций. При этом постоянная работа по повышению родительской компетентности критически важна, ведь осознанное участие семьи в профилактических программах отклоняющегося поведения школьников – это ключ к формированию у подрастающего поколения устойчивых социальных и моральных ориентиров.

Специалисты Клиники доктора Исаева (Москва) глубоко погружены в текущие проблемы подростков и ведут масштабную работу по предотвращению и коррекции последствий подросткового кризиса. В разработанных нами программах профилактики и коррекции отклоняющегося поведения присутствует индивидуальное психологическое консультирование и различные психологические группы для подростков. Точечно работая с проблемой, мы всегда находимся в тесном контакте с окружением ребенка: сотрудничаем со школой, социальными службами и государственными ведомствами, а также профессионально взаимодействуем с семейной системой. Если ваш ребенок школьного возраста сталкивается с проявлениями девиантного поведения обучающихся, а школа даже при вашей активной заинтересованности не справляется, обратитесь за помощью в Клинику или вызовите врача психиатра на дом в Москве, чтобы избежать тяжелых последствий.

 

Получите бесплатную консультацию о девиантном поведении в школе прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
+7 (495) 106-92-71
Получить помощь

 

Проблема девиантного поведения в школе

Что представляет собой феномен отклоняющегося поведения детей и подростков в средних образовательных учреждениях? Он представляет собой устойчивое нарушение социальных норм, правил учебного заведения и общепринятых моральных принципов со стороны учащихся. Девиантное поведение школьников может проявляться в различных формах:

  • агрессия и школьный буллинг (вербальный, физический и социальный);
  • вандализм;
  • прогулы занятий и игнорирования требований педагогов;
  • разнообразные кибердевиации (травля в соцсетях, участие в опасных онлайн-челленджах).

По данным Института образования НИУ ВШЭ, около 30% школьников сталкиваются с буллингом, а каждый пятый подросток школьного возраста признается в актах осознанного вандализма. Эти цифры отражают не только личностные кризисы несовершеннолетних, но и подсвечивают системные пробелы в воспитательно-профилактической работе школы и семейном взаимодействии. Девиантное поведение ученика в школе не существует в вакууме: оно дестабилизирует учебный процесс, формирует токсичную атмосферу в классе и практически во всех случаях провоцирует цепную реакцию. В результате жертвы буллинга и киберпреследования теряют мотивацию к учебе, а агрессоры и молодые вандалы, не получая своевременной коррекции, рискуют закрепить девиации как модель взрослой жизни.

В российских реалиях ситуация усугубляется еще и недостатком школьных психологов. Так, по нормам Минпросвещения, на 300 учащихся должен быть один специалист, но это требование соблюдается далеко не во всех регионах и лишь в 40% случаев.

 

Причины

Если вы родитель юноши или девушки старшего школьного возраста, то вас, возможно, волнует вопрос, почему возникает кризис подросткового возраста и одно из его частых проявлений – поведенческие девиации в стенах школы. Как известно, подростковый период является важным и трудным этапом в жизни каждого человека. Это время выбора, которое во многом определяет всю последующую жизнь. В этом возрасте вырабатываются устойчивые поведенческие паттерны, формируются черты характера и способы эмоционального реагирования. Пик этих процессов приходится на период примерно с 14 до 17-18 лет.

Основные новые черты, появляющиеся в психологии старших школьников по сравнению с детьми младшего школьного возраста, – это потребность осознать себя как личность и начало перехода на более высокий уровень самосознания (подростковая реакция эмансипации). Ярко проявляется формирование своеобразного чувства зрелости, отношения к себе как к взрослому. И хотя физическое возмужание дает ощущение «взрослости», социальный статус подростка в семье и в школе особо не меняется. В этот момент и начинается борьба за признание своего права на самостоятельность, что нередко приводит к конфликту с реально взрослым окружением (учителями, законными представителями). Так возникает кризис подросткового возраста.

С другой стороны, практически на уровне инстинктов подросткам свойственно объединяться в группы со сверстниками (реакция группирования). Такая реакция является одной из важных особенностей психического развития на данном этапе. Вопрос состоит в том, к какой группе принадлежат юноша или девушка – просоциальной, где принято соблюдать нормы поведения в социуме и общепринятые моральные принципы, или асоциальной, члены которой пренебрегают подобными нормами. Когда реакция эмансипации консолидируется с реакцией группирования со сверстниками, риск девиантного поведения подростков в школе и в рамках других социальных взаимодействий возрастает.

В силу незрелости личности в поведении школьников часто отсутствует сопротивляемость отрицательному влиянию окружающей среды, поэтому в подростковых группах велика вероятность появления девиантных форм поведения.

 

Примеры девиации обучающихся

Девиантное поведение в школе
Особую сложность представляет отклоняющееся поведение, маскирующееся под возрастной бунт или «норму» молодежных субкультур. Например, среди современных тинейджеров распространено увлечение закрытыми интернет-сообществами с деструктивным контентом, демонстративное пренебрежение учебой, эксперименты с психоактивными веществами. Для младших школьников более характерны вспышки немотивированной агрессии, ложь или кражи, что может быть связано с неумением выражать собственные эмоции или копированием деструктивных моделей поведения из неблагополучной семейной среды. Для старшеклассников наиболее характерны травля в интернете и троллинг, употребление запрещенных веществ, вандализм, селфхарм, расстройства пищевого поведения.

Пример из психолого-педагогической практики. В 2022 году в общеобразовательном учреждении одного из подмосковных городов группа старших подростков систематически портила школьное имущество. В ходе разбирательств выяснилось, что лидером группы являлся ребенок из внешне благополучной семьи, где родители, занятые карьерой, предпочитали компенсировать отсутствие эмоционального контакта с детьми денежными подарками. В дальнейшем работа педагога-психолога с девиантным поведением в школе и взаимодействие с семьей помогли пересмотреть систему поощрений и поведенческие нарушения удалось скорректировать. Этот случай иллюстрирует, как своевременное объединение усилий семьи и школы помогает предотвратить эскалацию проблемы.

Другой пример девиантного поведения школьников из практики. В 2023 году в одной из московских школ ученица средних классов стала объектом травли из-за «неправильной» одежды. Одноклассники создали чат, где публиковали фотографии жертвы с унизительными подписями. Девочка замкнулась, начала прогуливать уроки. Ее отец и мать, вовремя заметив изменения, обратились к руководству учреждения. Была проведена серия классных часов о толерантности, а педагог-психолог организовал индивидуальные сессии, причем, не только для жертвы и агрессоров, но и для пассивных наблюдателей из класса. В результате открытой работы кибертравля прекратилась, а родители всех участников буллинга осознали необходимость контроля за онлайн-активностью детей и негативными изменениями в их поведении.

Отклоняющееся поведение школьников – не просто проявление «трудного характера». Это маркер системных сбоев в связке семьи, общества и системы образования. Чтобы решить проблему, нужны не наказания, а глубокий анализ причин и кооперация всех участников воспитательно-педагогического процесса.

 

Формы и признаки отклоняющегося поведения старших школьников

У старшеклассников (14-18 лет) отклонения в поведенческой модели часто связаны с поиском идентичности, давлением со стороны сверстников и кризисом взросления. В российских реалиях ко всему этому добавляются стрессы от учебных нагрузок, цифровизация жизни и заметная трансформация семейных ценностей. Чтобы предотвратить усугубление проблем, важно вовремя распознать тревожные сигналы.
 
Основные формы отклоняющегося поведения в старшей школе:

  • Агрессивная (агрессия и буллинг) – драки, порча имущества, психологическая травля с угрозами, бойкотами, унижением в соцсетях;
  • Аддиктивная (употребление психоактивных веществ) – курение, алкоголь, наркотики, увлечение аптечными препаратами;
  • Асоциальная и антисоциальная (кибердевиации, кибербуллинг и троллинг) – участие в опасных челленджах, распространение запрещенного контента;
  • Делинквентная (нарушение законодательства) – кражи, вымогательство, поджоги, граффити, участие в незаконных группах;
  • Аутодеструктивная (практики, связанные с самоповреждениями) – селфхарм, суицидальные мысли или попытки, которые часто связаны с влиянием деструктивных онлайн-сообществ;
  • Социальная подростковая дезадаптация – прогулы, отказ от учебы, побеги из дома.

Хорошо организованный мониторинг девиантного поведения в школе и со стороны родителей позволяет своевременно определить явные и скрытые признаки, указывающие на проблему:

  • Явные (внешние) признаки – резкое снижение успеваемости, частые прогулы, следы побоев, порезы, которые подросток скрывает, потеря интереса к прежним хобби, замкнутость, неопрятный вид, специфический запах (сигаретный дым, алкоголь, наркотики), частые конфликты с учителями и одноклассниками.
  • Скрытые (эмоционально-поведенческие) признаки – резкие перепады настроения от агрессии до апатии, стремление скрыть телефон или соцсети от внимания родителей, усилившаяся ночная активность (просмотры стримов, переписки в запрещенных чатах), появление подозрительных друзей, нежелание знакомить с ними близких, употребление сленга, связанного с криминалом или субкультурами.

К особенностям российского контекста следует отнести сохранение влияния «групп смерти» (несмотря на блокировки Роскомнадзором), популярность криминальной романтики (музыка и фильмы про тюрьму и бандформирования), а также рост киберпреступности среди подростков. В 2023 году по данным МВД, 12% всех хакерских атак были совершены несовершеннолетними.

 

Работа в школе по мониторингу проблем и отклонений

Эффективная работа по профилактике и коррекции девиантного поведения школьников требует системного подхода при взаимодействия всех участников образовательного процесса. При этом необходимо учитывать социально-экономические особенности, уровень цифровизации и доступность психолого-педагогических ресурсов в конкретном учебном заведении. Это означает, что каждая школа должна разрабатывать стратегии, учитывающие ее уникальный контекст. Важно, чтобы профилактические меры не ограничивались разовыми акциями, а включали регулярный мониторинг эмоционального климата, гибкие программы поддержки и механизмы обратной связи, объединяющие учеников, педагогов и семьи в единую сеть взаимопомощи.

Дети девиантного поведения в школе часто сталкиваются с одиночеством и недопониманием, отсюда нередко произрастают корни существующих проблем. Работа с ребятами из группы риска должна включать в себя диагностику и коррекцию поведенческих нарушений, восстановление социальных навыков и профилактику рецидивов. Ключевым элементом такой работы должно стать создание поддерживающей среды, где трудный подросток почувствует себя принятым, например, внедрение программ наставничества со студентами-волонтерами или арт-терапевтических мастерских, где ребят научат выражать эмоции без агрессии. Кроме того, важно вовлекать родителей в процесс через тренинги по коммуникации и совместные проекты, чтобы из источника дополнительного стресса семья превращалась в ресурс для преодоления трудностей.

 

Диагностика девиантного поведения подростков

Выявление групп риска с отклоняющимся поведением – ключевой этап профилактики подростковых девиаций. По официальной статистике каждый третий школьник сталкивается с буллингом, а 15% ребят в средних и старших классах экспериментируют с ПАВ, поэтому ранняя диагностика жизненно важна. Агрессия, самоповреждения, систематические прогулы часто сигнализируют о глубинном неблагополучии – семейных конфликтах, одиночестве, цифровой зависимости. Диагностические исследования в образовательных учреждениях являются первым шагом профилактики. В рамках диагностики девиантного поведения в школе решаются следующие задачи:

  • выявление семей социального риска (находящиеся в трудной жизненной и/или социально опасной ситуации), изучение условий семейного воспитания;
  • профориентационное тестирование;
  • оценка адаптированности школьников к условиям обучения;
  • тестирование учащихся на употребление ПАВ;
  • изучение социально-психологических особенностей обучающихся с выявлением типов отклоняющегося поведения (агрессия, аддикции, аутодеструкция и другие).

В российских реалиях диагностика девиантного поведения подростков в школе нередко осложняется нехваткой школьных психологов, социальной стигматизацией проблемы, а зачастую и недоверием родителей к системе образования. Однако своевременно проведенные диагностические исследования, разработка на основании полученных данных и реализация плана мероприятий по девиантному поведению школьников позволяют предотвращать разрастание конфликтов, правонарушения, рост числа зависимых несовершеннолетних и подростковые суициды.

Важно понимать, что диагностика – это вовсе не практика «навешивания ярлыков», а первый шаг к оказанию помощи.

 
Инструменты диагностики детей в школе с девиантным поведением (навигатор профилактики для психолога):

  • Психологическое тестирование (для этого психологами используются различные психологические опросники, например, тест «Диагностика враждебности» Кука-Медлей, методика СОП А.Н. Орел, анкета «Шкала тревожности» Спилбергера-Ханина), а также проективные методики (рисуночные тесты, помогающие выявлять скрытые страхи, конфликты, анализировать реакции на фрустрацию);
  • Мониторинг девиантного поведения учащихся в школе (наблюдение и фиксация частых конфликтов, прогулов, изоляции от коллектива, анализ поведения на занятиях и переменах (например, агрессия, апатия, провокации), при согласии родителей – мониторинг цифровой активности (в школьных чатах и социальных сетях);
  • Беседы и интервью психолога с учениками (индивидуально, с использование открытых вопросов и избегая давления и оценочных реакций), с родителями и школьными учителями (с целью сбора информации о семейных конфликтах, резких переменах в поведенческой модели, падении успеваемости).
  • Анализ документации (характеристики от классного руководителя, срез данных о посещаемости и успеваемости, учет жалоб от одноклассников или родителей, если они есть).
  • Социометрические исследования (применение специальных методик, помогающих выявлять подростковые группировки, изгоев и лидеров класса, а также анонимные опросы о климате в коллективе (например, опрос на тему «Есть ли в нашем классе травля?»).

Совет родителям: если ребенок отказывается от общения со школьным психологом, попробуйте предложить альтернативный вариант – записаться на анонимную консультацию к частному специалисту. Дело в том, что внутри школы могут быть определенные сложности и этические аспекты, связанные с конфиденциальностью и уровнем доверия (подросток может опасаться насмешек или наказания).

 

Инструменты и методы коррекции

С целью коррекции поведенческих нарушений, восстановления социальных навыков и профилактики рецидивов у обучающихся должны использоваться следующие методы и инструменты:

  • Индивидуальный план развития:
  • диагностика причин девиаций (беседа с психологом, анализ семейной ситуации);
  • постановка конкретных целей (например, снижение агрессии или улучшение успеваемости);
  • регулярный мониторинг прогресса.
  • Психолого-педагогическое сопровождение:
  • поведенческая терапия для коррекции агрессии, обучения техникам саморегуляции, совладания со сложными состояниями сознания, преодоления горечи утраты и т.д.;
  • арт-терапия для выражения эмоций (творческие студии, театральные постановки);
  • социальные тренинги (для отработки навыков коммуникации, управления гневом, тренинги эмпатии).
  • Наставничество:
  • привлечение волонтеров к курированию «трудных» подростков (например, студентов психологических вузов), правовые лекции;
  • Вовлечение девиантных школьников в активность:
  • спортивные секции, кружки технического творчества, волонтерская деятельность;
  • участие в школьном самоуправлении (для развития чувства ответственности).

 
Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников, развитие у ребят из группы риска чувства самоуважения, социально-адаптивной личности, коррекция самооценки и протестного поведения в формате индивидуальной и групповой работы обязательно должны входить в коррекционно-профилактическую программу девиантного поведения школьников. Но этого будет недостаточно без вовлечения родителей. Необходимо разъяснять роль семьи в становлении личности школьника, подчеркивая влияние семейных взаимоотношений и методов воспитания на возникновение агрессивных и протестных реакций. Важно не только систематическое психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их родительской компетентности, но и привлечение к совместной деятельности, которая помогла бы членам семей находить общий язык, а взрослым завоевывать авторитет в глазах собственных детей.

 
 


 

Программы профилактики и отклоняюшегося поведения учеников в школе

Профилактика поведенческих девиаций – это не набор разрозненных мер, а целостная программа, которая должна объединять усилия педагогов, психологов, родителей и самих учеников. Ее цель заключается не только в том, чтобы предотвращать агрессию, аддикции или аутодеструкцию, но и создавать среду, где каждый школьник сможет чувствовать себя защищенным, услышанным, понятым и вовлеченным в позитивную деятельность. Отдельные примеры успешных программ профилактики девиантного делинквентного поведения подростков в школе доказывают: системная работа, сочетающая диагностику, мониторинг, просвещение и коррекцию, способна снизить уровень девиаций на 30-40% уже за год.

С целью профилактики девиаций в школе должны внедряться программы по медиации (разрешению конфликтов и примирению конфликтующих сторон через диалог), проводиться тренинги для учителей по раннему выявлению групп риска, создаваться психологически комфортные и безопасные условия для обращения учащихся за помощью (например, анонимные «ящики доверия»).

В семье, как бы родители не были заняты карьерой и прочими взрослыми заботами, важно находить время для регулярных бесед с детьми на тему школьной жизни, социально приемлемых форм общения, а также на обучение их цифровой гигиене (как блокировать агрессивных пользователей, настраивать приватность в социальных сетях).

 

План мероприятий

Профилактические мероприятия необходимы для создания безопасной среды, формирования позитивных ценностей, снижения рисков для подростков-школьников. План мероприятий должен включать в себя несколько этапов. Пример плана профилактики девиантного поведения в школе:

  1. Диагностика и анализ климата
  • анонимное анкетирование учащихся;
  • составление «карты рисков» школы, где фиксируются классы/ученики с повышенным уровнем агрессии, прогулов, аутодеструктивных тенденций.

 

  1. Мероприятия по профилактике девиантного поведения обучающихся в школе
  • для школьников – тематические классные часы, тренинги, социально-ролевые игры, квесты на командное взаимодействие, проектная деятельность (например, создание социальных роликов против буллинга, о вреде психоактивных веществ и т.п.);
  • для педагогов – семинары по раннему выявлению девиаций (признаки употребления ПАВ, самоповреждений и т.п.), обучение медиативным техникам;
  • для родителей – родительские собрания с участием психологов, мастер-классы по семейно коммуникации;

 

  1. Коррекционная работа
  • группы поддержки;
  • психотерапевтические занятия;
  • совместные проекты (с активным вовлечением девиантных подростков в социально полезную деятельность);

 

  1. Мониторинг и оценка результатов
  • регулярный анализ динамики (картина, отражающая снижение числа конфликтов, прогулов, ЧП, связанных с кибертравлей и т.д.);
  • опросы учащихся и родителей (оценка их удовлетворенности школьным климатом).

 

Примеры профилактических мероприятий в школе
для разных форм девиаций школьников
Буллинг

Неделя толерантности с приглашением представителей НКО, борющихся с проблемой буллинга и психологического насилия

Травля в интернете

Квест с заданиями по настройке приватности в интернете и противодействию агрессорам


Употребление ПАВ

Встречи с людьми, которые смогли преодолеть себя и победить зависимость

Аутодеструктивное поведение

Серия групповых занятий с психологом («Управление стрессом без вреда себе», «Развитие эмоционального интеллекта»)


 
Наши специалисты Все специалисты
Наталевич Анастасия Михайловна
Старший клинический психолог
11 лет стажа
Клинический психолог, гештальт-терапевт, семейный психолог. Работает с неврозами, депрессиями, навязчивыми состояниями, различными формами зависимого поведения Подробнее
Васина Мария Евгеньевна
Клинический психолог
13 лет стажа
Психолог, гештальт-терапевт. Работает с зависимым и созависимым поведением, помогает людям с различными формами невротических отношений Подробнее
Радзюк Ольга Геннадьевна
Клинический психолог
19 лет стажа
Клинический психолог, гештальт терапевт, юнгианской аналитик. Работает с различными формами зависимого и созависимого поведения, депрессии, ПТСР, кризисы, утраты Подробнее
Морозова Евгения Владимировна
Клинический психолог
17 лет стажа
Ведущий специалист по психологическому сопровождению зависимых и их родственников. Специалист по телесно-ориентированной терапии Подробнее
Метлева Елена
Клинический психолог
5 лет стажа
Cпециалист по работе с тревогой, депрессией, навязчивыми состояниями, фобиями, страхами, различными формами зависимого поведения, в том числе расстройством пищевого поведения, сложностями с самоопределением, сложностями в семейных взаимоотношениях. Также работает с детьми и подростками от 7 лет. Подробнее
Тоноян Каринэ Араевна
Психолог, психоаналитический терапевт
2 года стажа
Cпециалист по работе с проблемами в межличностных отношениях, стрессами и эмоциональным выгоранием, тревожными расстройствами и депрессией, с поиском смысла жизни и самопознанием, личностным ростом и развитием, с потерями, кризисными ситуациями, гореванием, страхами, фобией м навязчивым состоянием. Подробнее

 

Тест на девиантное поведение школьникам

Ты когда-нибудь задумывался, почему порой так сложно справиться с эмоциями или понять, что происходит вокруг? Предлагаем пройти тест, который поможет лучше разобраться в себе и понять, что происходит. Всего пара минут – и ты увидишь, как обстоят дела. Отвечай на вопросы честно, выбирая варианты: «да, часто» (2 балла), «иногда» (1 балл), «нет, никогда» (0 баллов). Тест анонимный (твои ответы останутся между тобой и экраном).
 

Пройдите онлайн - тест на девиантное поведение школьникам

Ты часто чувствуешь, что тебя не понимают сверстники или учителя?

Тебе приходилось участвовать в драках или словесных конфликтах в школе за последние несколько месяцев?

Ты прогуливал(а) уроки без уважительной причины?

Тебе нравится нарушать школьные правила (например, использовать телефон на уроке, срывать контрольную)?

Пробовал(а) алкоголь, сигареты или другие вещества (вейпы и т.п.)?

Ты чувствуешь злость или раздражение, когда тебе делают замечания?

Ты участвовал(а) когда-нибудь в травле одноклассников (оскорблял(а), высмеивал(а), распространял(а) сплетни)?

Скрываешь от родителей некоторые свои поступки или переписку в соцсетях, школьном чате?

Чувствуешь себя одиноким(ой), даже когда вокруг много людей?

Ты участвовал(а) в опасных онлайн-челленджах или состоял(а) в закрытых группах с подозрительным контентом?

Тебе приходилось намеренно портить школьное имущество (парты, стены, учебники)?

Ты думал(а) о том, чтобы причинить вред себе (порезы, удары)?

Тебе приходилось лгать родителям или учителям, чтобы избежать наказания?

Ты испытываешь зависть к тем, у кого больше денег, популярности или «крутых» вещей?

Уверен(а), что твои поступки не будут иметь последствий?


 
Интерпретация результатов

    Оцени свой риск отклоняющегося поведения в школе, сложив полученные баллы:

  • 0-10 баллов – Низкий риск
    Ты умеешь контролировать эмоции и соблюдаешь социальные нормы. Знай, что если порой возникают сложности – это нормально! Продолжай открыто обсуждать проблемы с теми, кому доверяешь.
  • 11-20 баллов – Средний риск
    Есть признаки, которые могут перерасти в отклоняющееся поведение (конфликты, скрытность, возможно, опасные эксперименты). Обрати внимание на свои эмоции. Поговори с родителями или со школьным психологом – это поможет избежать ошибок.
  • 21-30 баллов – Высокий риск
    Твои ответы указывают на серьезные трудности (агрессия, нарушение правил, возможно, аутодеструкция или эксперименты с запрещенными веществами). Это не значит, что ты «плохой» – это говорит о том, что тебе необходима поддержка. Обратись к психологу или поговори со взрослым, которому доверяешь.

Поведенческие проблемы часто возникают из-за одиночества, стресса или влияния окружения. Помни: просить о помощи – вовсе не слабость, а смелость. Школа, родители и психологи помогут тебе справиться.

 

 

Коррекция девиантного поведения несовершеннолетних в клинике Исаева

В современных условиях любое образовательное учреждение для несовершеннолетних наряду с основной деятельностью должно вести и социально-педагогическую, направленную на работу с детьми девиантного поведения в школе. В противном случае проявление девиаций и агрессивного поведения со стороны даже малой части обучающихся будет препятствовать достижению образовательных успехов у большинства детей. Каждый школьный руководитель решает эту проблему теми средствами, которые имеются в его административном арсенале: одни содержат ставку социального педагога, другие располагают возможностью сформировать полноценную социально-психологическую службу, третьи ограничиваются лишь тем, что включают эту работу в обязанности классных руководителей. Из-за нехватки ресурсов во многих случаях школа попросту не справляется.

Если вы родители подростка-школьника, в жизни которого уже сформировались серьезные проблемы (прогуливает, грубит учителям, участвует в травле одноклассников или стал замкнутым и отказывается посещать занятия), а школа при этом только разводит руками, – не отчаивайтесь. Для тех, кто неравнодушен к будущему своих детей и даже готов вкладывать дополнительные средства в индивидуальный подход и эффективность, существуют альтернативы. Можно обратиться со своими проблемами в государственные центры поддержки семьи или кризисные службы. Также существует вариант получения эффективной, комплексной и анонимной платной помощи. Например, давно и успешно работают с проблемой отклоняющегося поведения школьников и молодежи психологи и психотерапевты Клиники доктора Исаева. Мы ведем работу по всем ключевым направлениям:

  • проводим диагностику и оцениваем психологические риски подростков;
  • занимаемся профилактикой и коррекцией подростковых девиаций;
  • помогаем ребятам социально адаптироваться (восстановить связи с близкими, школой, друзьями и другими сверстниками);
  • оказываем кризисную поддержку и помогаем в реабилитации (по программам, разработанным специалистами Клиники Исаева, в Москве работает подростковый реабилитационный центр для подростков «Двойной Диагноз.Джуниор»);
  • системно работаем с семьей, оставаясь в контакте со школой и другими ведомствами.

Хотите узнать больше о современных методах лечения в психиатрическом стационаре, профилактики и коррекции девиаций, программах психосоциальной поддержки семей и подростков или заручиться помощью опытных профессионалов, которые помогут пережить подростковый кризис и справиться с проблемой деструктивного поведения в школе? Свяжитесь с Клиникой ментального здоровья доктора Исаева в Москве +7 (495) 106-92-71.
 
 

Цены на работу с девиантным поведением

  • Прием в клинике
  • Реабилитация
Услуги Цена
Психопатологическое обследование 5 000 ₽
Заказать
Прием врача психотерапевта 5 000 ₽
Заказать
Индивидуальное клинико-психологическое консультирование (сессия) 5 000 ₽
Заказать
Семейное клинико-психологическое консультирование (сессия) 5 000 ₽
Заказать
Индивидуальная клинико-психологическая коррекция 5 000 ₽
Заказать
Услуги Цена
Комплексная реабилитация в современном центре, групповые занятия, работа с психологом от 3 550 ₽
Заказать
Программа "Эконом" от 2 000 ₽
Заказать
Программа "Стандарт" от 3 550 ₽
Заказать
Программа "Оптимум" от 6 000 ₽
Заказать
Программа "Оптимум+" от 7 150 ₽
Заказать
Программа "Двойной диагноз+" от 7 850 ₽
Заказать
Программа "Премиум" от 27 000 ₽
Заказать
Все цены

 

Часто задаваемые вопросы

Какие ситуации говорят о том, что родителям пора бить тревогу?
Роль школы в профилактике девиантного поведения школьников велика, но бывают ситуации, когда даже школьное руководство в бессилии разводит руками, а отдельные учителя прямо заявляют об отказе работать с ребенком. Также родители могут замечать эскалацию проблем: домашняя агрессия со стороны подростка, вызывающе-оппозиционная манера себя вести, самовольные уходы из дома, приводы в полицию, вовлечение в употребление ПАВ). При таких сигналах нельзя больше ждать, нужно немедленно подключать профессионалов. Если в вашей семье похожая ситуация, обратитесь за помощью в Клинику Исаева.
В чем причина подростковой аутоагрессии?
Аутоагрессия у подростков (самоповреждение) – это часто попытка справиться с непереносимыми эмоциями или ситуациями. Это может быть способом эмоциональной регуляции (боль физическая вместо внутренних страданий), потребностью в контроле (когда в жизни «все рушится», например, разводятся родители, подросток посредством физической боли создает себе иллюзию контроля), коммуникацией без слов (крик о помощи, попытка привлечь внимание к своей боли). Также самоповреждающее поведение может быть результатом влияния окружающих (жертва буллинга вымещает эмоции на себе, подросток наносит себе шрамы, подражая кумирам из соцсетей) или проявлением ментальных проблем (ПРЛ часто сопровождается импульсивным самоповреждением, депрессия, тревога).
Чего не хватает для эффективной профилактики девиантного поведения в школах?
Согласно опросам, образовательные организации имеют разные инфраструктурные условия для организации профилактической работы (недостаток психологов, дефицит кабинетов и оборудования для специалистов, отсутствие стадионов, игровых площадок, помещений для творчества и прочее). Однако следует отметить, что программа девиантного поведения в школе не требует слишком масштабных финансовых вложений – ее сила в грамотном использовании внутренних школьных ресурсов и построении доверительного диалога между всеми участниками образовательного процесса. Как показывает успешная практика, даже маленькие, но регулярные шаги (классные часы о толерантности, вовлечение «трудных» подростков в волонтерство, обучение родителей цифровой гигиене) способны стать точкой роста для формирования здоровой и безопасной школьной среды.
Получите консультацию прямо сейчас!
Позвонив сейчас, даже если у вас не стоит остро вопрос об оказании психиатрической помощи или лечения - вы однозначно получите развернутую консультацию.
+7 (495) 106-92-71
Получить помощь
Статьи по теме
Социальная работа с девиантными подростками

Ребенок-подросток грубит и проявляет агрессию, а учителя заявляют, что он активно участвует в школьной травле? Замечаете, что в последнее время он стал замкнутым и прогуливает занятия?..

Подробнее
Тесты на склонность к девиантному поведению

Проблема девиантного (отклоняющегося) поведения болезненна для общества, поскольку в первую очередь распространена в подростковой и молодежной среде…

Подробнее
Психологическая профилактика подростков

В современном обществе все чаще актуализируются вопросы психоэмоционального насилия, негативного влияния информационного поля и микросоциальной среды как факторов, порождающих девиантное поведение в среде несовершеннолетних…

Подробнее
Как строится работа психолога с подростками

Как известно, подростковый период характеризуется резкими качественными изменениями, затрагивающими практически все сферы жизни. Примерно в 11-12 лет начинается этап крутых перемен не только в физиологии, но и в психологии…

Подробнее
Меню
Позвонить Telegram WhatsApp
Наверх