Вегето-сосудистая дистония: симптомы, методы лечения ВСД

Лечение ВСД, вегетососудистая дистония

По своей сути вегето-сосудистая дистония является симптомокомлексом, который можно охарактеризовать как проявление разнообразных вегетативных нарушений функций сердечно-сосудистой системы. ВСД может проявляться при таких заболеваниях, как очаговые инфекции, остеохондроз, аллергические реакции, болезни некоторых внутренних органов, гиподинамия и так далее.

Симптомы ВСД

Ключевая клиническая особенность ВСД – наличие у пациентов следующих симптомов:

1. Астения;
  2. Расстройства невротического характера;
  3. Головные боли;
  4. Дрожь в конечностях;
  5. Расстройства дыхательной системы.

Для ВСД характерны учащенное сердцебиение, бледность кожи и повышенное кровяное давление. Пациенты ощущают дрожь и чувство страха, становятся тревожными. В отдельных случаях могут учащаться головные боли, появляются болезненные ощущения в области сердечной мышцы, в некоторых случаях увеличивается температура тела.

При ваготонии возникает замедленное сердцебиение, дыхание становится затрудненным, кожные покровы краснеют. У пациента появляется чувство жара в области головы, удушье. В некоторых случаях это может сопровождаться тошнотой, чувством слабости и головокружением. Пульс при таких кризисах может составлять 50 ударов в минуту.

Кроме того, пациенты часто жалуются и на синдром нарушений в области психики (речь идет об эмоциональной восприимчивости, плаксивости, бессоннице, постоянном чувстве тревоги). Больные склонны к неадекватной самокритике, а также к нерешительности. Для ВСД характерен также синдром нарушений, связанных с адаптацией: пациенты быстро утомляются, плохо переносят физические и психологические нагрузки, испытывают зависимость от погодных явлений. При синдроме нейрогастрального типа больные могут жаловаться на боль в желудке и проблемы со стулом.

Лечение вегето-сосудистой дистонии (ВСД)

При лечении дистонии существуют два подхода: устранение общих патологий, то есть устранение заболеваний, при которых возникает вегетососудистая дистония, а также индивидуальная терапия определенных синдромов.

Лечение этиотропного типа должно проходить на ранних этапах развития болезни. Если на больного влияют условия психологического характера, необходимо по возможности избегать различных стрессовых ситуаций (важно наладить отношения в семье, предотвратить конфликтные ситуации в армии и т.д.).

В некоторых случаях врач может назначить нейролептики, которые оказывают серьезное влияние на сердечно-сосудистую деятельность и дают обезболивающий эффект. Подобные препараты способны предотвратить нарушения вегетативного характера.

Существуют и другие методы подобной терапии. Так, при инфекционно-токсических заболеваниях назначается санация ротовой полости. Если же дистония связана с профессиональными факторами (например, с радиацией), необходимо исключить профессиональные вредности и обеспечить пациенту по возможности щадящее трудоустройство. При возникновении ВСД в результате перенапряжения физического характера, пациент должен исключить повышенные физические нагрузки.

Терапия патогенетического характера предполагает нормализацию функциональных взаимодействий лимбической части мозга и других органов. Для нормализации деятельности ствола мозга назначается прием таких трав, как валериана и пустырник на протяжении месяца. Кроме того, специалист может выписать различные транквилизаторы (например, реланиум), которые уменьшают чувство тревожности и снимают эмоциональную напряженность (длительность лечения составляет примерно две недели). Такие препараты, как коаксил и азафен устраняют депрессию при ВСД. Для улучшения кровоснабжения мозга назначаются нейрометаболит.

Лечение ВСД должно носить комплексный характер. Именно поэтому весьма эффективное воздействие оказывают физиотерапия, массаж и иглоукалывание. При ВСД врач может назначить электрофорез с использованием брома или новокаина, а также лечебные водные процедуры.

Если пациент страдает ВСД в тяжелой степени, целесообразна терапия общеукрепляющего и адаптационного характера. Пациент должен вести здоровый образ жизни, по возможности избавиться от пагубных привычек, придерживаться лечебного питания (в частности, необходимо ограничить употребление крепкого чая и кофе). Будет нелишним пройти курс лечебной физкультуры и дыхательной гимнастики.

При некоторых формах дистонии (например, при нарушениях ортостатического характера) специалист может назначить адаптогены, которые тонизируют организм (речь идет о таких средствах, как настойка женьшеня или лимонника). Продолжительность такого лечения составляет месяц.

Дополнительные мероприятия

Важнейшим реабилитационным фактором является санаторно-курортная терапия. Пациенту могут быть назначены такие процедуры, как купания в морской воде, лечебная физкультура, прогулки на природе и так далее. Кроме того, лечение пациентов с ВСД заключается в индивидуальном блокировании отдельных симптомов (например, при аритмии может быть назначена психоседативная терапия).

Таким образом, лечение ВСД должно включать в себя различные методики. Компетентные специалисты нашей клиники помогут вам избавиться от неприятных симптомов и вернуться к полноценной жизни без сердцебиения и чувства тревоги.